Тайна йоги Шри Ауробиндо. Реконструкция безмолвного знания - Страница 4 - Форум
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 4 из 5
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • »
Модератор форума: Lillitt, Serebro, Jonymne  
Форум » Саморазвитие » ЙОГА » Тайна йоги Шри Ауробиндо. Реконструкция безмолвного знания
Тайна йоги Шри Ауробиндо. Реконструкция безмолвного знания
24.03.2013,Сообщение # 46   
Lillitt

Капелька Радуги.
Группа: Старший Модератор
Сообщений: 31509
Статус: Offline
[ (RU) ]
 




Выше мы упоминали о человеческом витальном разуме, и это не случайно. Шри Ауробиндо утверждает, что животные также обладают данным аспектом сознания. Их разум, способный лишь напряженно чувствовать, грубо мыслить и планировать, он называет витальным разумом желаний (vital mind of desire) [24: 175; 25: 428; 26: 292, 294]. В соответствии с его природой животные стремятся главным образом к выражению эмоций, удовлетворению своих желаний и телесных потребностей. Они – витальные творения, поэтому их разум тоже витальной природы [26: 498].

Витальный разум животных напоминает низший витальный разум человека. Об этом прямо говорит и Шри Ауробиндо. Он полагает, что обычный человеческий разум – это и есть разум жизни (life-mind), витальный разум, который учился мыслить ради собственных целей и своим собственным образом, а не ради достижения знания, как подлинный разум. В процессе эволюции Природа восходила от витального разума животного к мыслящему разуму человека [24: 176; 32: 99].

Что касается самого термина "витальный разум", то он появился уже в период "Арьи".



Всякая Душа потенциально Божественна.
Цель Жизни состоит в проявлении в себе этой Божественности подчинением внутренней и внешней Природы.
Достигайте этого трудом, молитвою, психическим упражнением или философией, – одним из этих способов, несколькими из них или всеми, – и будете Свободны.
В этом вся сущность Религии; учения, догматы, обряды, книги, храмы, уставы – все это лишь второстепенные детали.
Свами Вивекананда
 
24.03.2013,Сообщение # 47   
Lillitt

Капелька Радуги.
Группа: Старший Модератор
Сообщений: 31509
Статус: Offline
[ (RU) ]
 




МЕНТАЛЬНЫЙ ПЛАН

Третий план – ментальный. При его пересечении оболочками поля образуются:

  • физический аспект ментального сознания (III.1, physical mental),
  • витальный аспект ментального сознания (III.2, vital-mental) и
  • чистый разум (III.3, mental proper).

    Физический аспект ментального сознания (physical mental)


    Физический аспект ментального сознания Шри Ауробиндо называет объективирующим разумом (externalising mind)47, а тот, в свою очередь, – физическим [26: 373, 374].

    Физический разум имеет дело исключительно с физическими явлениями. Он зависит от разума чувств (sense-mind) и не видит ничего, кроме внешних объектов и действий. Он делает свои выводы на основе данных чувственного восприятия и не знает никакой другой Истины до тех пор, пока не будет озарен свыше [26: 327, 1266].

    Функции физического разума


    Физический разум отвечает за вербальное мышление. Через него получают свое выражение в речи те аспекты сознания, которые в данный момент управляют мышлением человека.48

    Так, физический разум облекает в слова те идеи, которые вырабатывают чистый (III.3) и динамичный разум (III.2), поэтому в физическом разуме могут выражаться и разумное мышление, и разумная последовательность действий. Его инструментом является речевой аппарат, а сам этот аспект сознания проецируется на нижнюю часть лица (рот) и горло [26: 326, 330, 373, 374, 376, 1285].

    Благодаря физическому разуму человек способен не только упорядочивать (тем или иным образом) объекты внешнего мира, но и создавать новые, воплощая идеи динамичного и чистого мыслящего разума.

    Физический разум адаптирует эти идеи к условиям физической реальности. Поэтому он хочет, чтобы все давалось легко. Когда же этот аспект ментального сознания открывается влиянию Божественного, приходит совершенство в действиях (искусность в работе) [26: 326, 328, 705, 1266].

    Стандарт реальности


    С точки зрения Шри Ауробиндо, физический разум склонен ставить с ног на голову истинный порядок вещей. Поверхностные силы и явления Природы он рассматривает как фундаментальные, не понимая их производности от более глубоких (или тонких) процессов. Внешний мир физических объектов он считает единственно реальным, а все супрафизическое, нематериальное, неочевидное – зыбким, обманчивым, иллюзорным. Даже в своей собственной реальности физический разум убеждается лишь благодаря физическому телу, в котором он обитает. В такой науке, как физика, полагает Шри Ауробиндо, этот тип ментальности преобладает: хотя физика далеко выходит за пределы нашего чувственного восприятия, "стандарт реальности", которую она изучает, остается тем же [26: 1267; 33: 413, 1023].



  • Всякая Душа потенциально Божественна.
    Цель Жизни состоит в проявлении в себе этой Божественности подчинением внутренней и внешней Природы.
    Достигайте этого трудом, молитвою, психическим упражнением или философией, – одним из этих способов, несколькими из них или всеми, – и будете Свободны.
    В этом вся сущность Религии; учения, догматы, обряды, книги, храмы, уставы – все это лишь второстепенные детали.
    Свами Вивекананда
     
    24.03.2013,Сообщение # 48   
    Lillitt

    Капелька Радуги.
    Группа: Старший Модератор
    Сообщений: 31509
    Статус: Offline
    [ (RU) ]
     




    Феномен скепсиса

    Поскольку физический разум сосредоточен на событиях и объектах физического мира, он

    "скептически относится к тем супрафизическим явлениям, непосредственным свидетелем которых он не был и которым не может найти подходящего объяснения, – но даже когда с ним случаются духовные переживания, он легко их забывает и с трудом верит в то, что они действительно были" [26: 347-348].

    Именно физический разум считает, что Бог и трансцендентная реальность это иллюзии или в лучшем случае абстрактные идеи, которые нельзя выразить иначе, как с помощью символов и метафор. На физический разум, не затронутый внутренним пробужденным сознанием, не произведет никакого впечатления даже переживание космического сознания или вечного безмолвного Атмана (Self). Сталкиваясь с подобными переживаниями, физический разум ничуть не меняется. Он остается таким же самоуверенным, надменным и догматичным в своем неведении. Так, он может сказать: "Любопытно, конечно, даже интересно, но слишком субъективно, не так ли? А если так, то это галлюцинации!" [26: 626, 1445-1446; 29: 354; 33: 35].

    Для любого аспекта физического сознания характерно повторение, поэтому даже если физический разум и принимает идею реинкарнации, то он рассматривает ее лишь как повторение одной и той же личности в разных телах: переходя из жизни в жизнь, личность в принципе не изменяется – ее характер, предпочтения, наклонности остаются прежними [33: 816].

    Личность самого физического аспекта ментального сознания (physical-mental personality) – это скептик, агностик и экстраверт. Если в человеке преобладает личность физического разума, он придает большое значение своей внешней жизни и придерживается сугубо утилитарных взглядов, игнорируя все другие [26: 53, 624, 717-718; 33: 717].

    Феномен скепсиса Шри Ауробиндо объясняет следующим образом. Если наш индивидуальный разум может познавать себя непосредственно, то в отношении внутренней жизни других он остается в полном неведении и может судить о ней лишь по аналогии со своей собственной или по тем знакам, которые, как он считает, на нее указывают. Поэтому каждый индивид реален для самого себя, а невидимая жизнь других ему доступна лишь через призму разума, жизни и чувств. Это ограничение связано с физическим разумом человека, и оно создает в нем привычку полностью доверять лишь своему собственному опыту и собственным представлениям, сомневаясь в том, что с ними расходится. Отсюда – отрицание всего нового со стороны физического разума [33: 620, 649].

    Как и в случае с физическим аспектом витального сознания, Шри Ауробиндо советует отвергать не сам физический разум (необходимую часть нашей природы), а его главные дефекты – ограниченность и сомнение [26: 1269], подчеркивая при этом, что в дальнейшем скептицизм физического разума может быть полезен для отвержения ложных форм мистического опыта [26: 53].



    Всякая Душа потенциально Божественна.
    Цель Жизни состоит в проявлении в себе этой Божественности подчинением внутренней и внешней Природы.
    Достигайте этого трудом, молитвою, психическим упражнением или философией, – одним из этих способов, несколькими из них или всеми, – и будете Свободны.
    В этом вся сущность Религии; учения, догматы, обряды, книги, храмы, уставы – все это лишь второстепенные детали.
    Свами Вивекананда
     
    24.03.2013,Сообщение # 49   
    Lillitt

    Капелька Радуги.
    Группа: Старший Модератор
    Сообщений: 31509
    Статус: Offline
    [ (RU) ]
     




    Комментарий

    Термин "физическая ментальность" (physical mentality) встречается в дневниковых записях от 10 и 16 июля 1919 г. [47: 84, 107], а примерно через два месяца (3-24 сентября) появляется выражение "слабость в физическом аспекте ментального сознания" (physical-mental laxity) [47: 163].

    Напомним, что термин "ментальный аспект физического сознания" (mental-physical) упоминается в дневниках уже в 1918 г. Позднее оба термина вошли в создаваемую Шри Ауробиндо систему понимания и описания опыта.
    * * *

    Индийский мыслитель проводит тонкое различие между ментальным аспектом физического сознания (I.3) и физическим аспектом ментального (III.1). Оба они ориентированы на объекты физического мира (поэтому Шри Ауробиндо и называет их физическим разумом), но при этом ментальный аспект физического сознания интериоризирует (mentalises) чувственные данные, полученные в результате контакта со внешним миром, тогда как объективирующий разум, работает с этими данными на основе идей, полученных от прагматичного и чистого планов разума [26: 326-327, 344, 1445, 1446]. Таким образом, человек обладает интериоризирующим физическим разумом и объективирующим.

    Существует еще одно важно различие: если интериоризирующий разум ограничен физическим взглядом на мир и физическим опытом [26: 326], то объективирующий не только ограничен данными внешнего восприятия, но и скептически относится ко всем переживаниям и явлениям супрафизического характера, интерпретируя их как игру воображения [26: 347-348, 1076, 1445].

    Упомянутая выше двусмысленность термина "физический разум" может быть связана с тем, что ментальный аспект физического сознания (I.3) и физический аспект ментального сознания (III.1) образованы из одних и тех же компонентов. Только в первом случае ведущей оказывается природа физического плана сознания, а во втором – ментального. На практике, указывает Шри Ауробиндо, деятельность этих аспектов обычно смешивается [26: 326-327].



    Всякая Душа потенциально Божественна.
    Цель Жизни состоит в проявлении в себе этой Божественности подчинением внутренней и внешней Природы.
    Достигайте этого трудом, молитвою, психическим упражнением или философией, – одним из этих способов, несколькими из них или всеми, – и будете Свободны.
    В этом вся сущность Религии; учения, догматы, обряды, книги, храмы, уставы – все это лишь второстепенные детали.
    Свами Вивекананда
     
    24.03.2013,Сообщение # 50   
    Lillitt

    Капелька Радуги.
    Группа: Старший Модератор
    Сообщений: 31509
    Статус: Offline
    [ (RU) ]
     




    В этом указании можно усмотреть воспоминание Шри Ауробиндо о своем собственном опыте понимания. Дело в том, что в ранний период йоги он не различал эти аспекты и соотносил их деятельность с низшим уровнем буддхи. Эта точка зрения представлена в главах "Синтеза йоги", которые выходили в выпусках "Арьи" за апрель-июнь 1919-го и октябрь 1920 гг. Чтобы дать представление об этом уровне сознания, приведем сводное его описание.

    В природе человека существует элементарный мыслящий разум (elementary thinking mind), который не выходит за пределы данных разума чувств (sense-mind), памяти, сердца и сознания нервной системы (sensational mentality). Он повторяет все вслед за ними, бесконечно двигаясь в привычном круге мыслей и желаний или следуя внушениям жизни – в любом новом направлении, которое открывается его восприятию и пониманию.

    С функциональной точки зрения, низший уровень буддхи это и есть простейшее перцептивное понимание (perceptive understanding). Оно постоянно сопровождает нас в повседневных, привычных делах.49

    Привычно мыслящий разум (habitual thought mind) соединяет разум чувств с рассудком (reason). Вследствие этого он основывает свои идеи не только на данных чувственного восприятия или поверхностных реакциях нервного и эмоционального существ – он берет идеи рассудка и обращает их в ходячую монету мнения, привычный стандарт мысли или канон действия, поскольку сам неспособен сформировать чистую мысль. Оперируя всем привычным, он опирается в своем мышлении на привычные взгляды, сформированные образованием, внешней жизнью и окружением. Из-за своей инертности и неумения мыслить самостоятельно, он неспособен ни к серьезному изменению, ни к принятию чего-либо принципиально нового.

    Этот привычный разум включает в себя два движения, одно – постоянное низовое течение автоматически возвращающейся мысли, всегда повторяющей себя в том же самом кругу физического, витального, ментального переживания и опыта, другое – более активно работающее на весь новый опыт, с которым сталкивается разум, и сводящее его к формулам привычного мышления. Умственные способности среднего человека ограничены этим привычным умом и весьма несовершенно реализуются в его замкнутом движении.

    Когда мы отстраняемся от него и стараемся сохранять рассудок незанятым, наблюдающим и безмолвным, мы обнаруживаем, что этот разум начинает носиться по кругу, повторяя все свои устоявшиеся мнения и реакции на восприятие внешнего мира. Но по мере того, как этот низший уровень понимания лишается поддержки со стороны рассудка, он начинает слабеть, теряет уверенность в себе, свои привычки и, наконец, умолкает. Приведение в безмолвие потока повторяющейся мысли элементарно мыслящего разума является одной из наиболее значимых практик йоги [20: 535, 657; 21: 135; 38: 651-652, 670, 842].

    В приведенном описании низшего уровня буддхи прослеживаются характеристики физического аспекта ментального сознания (работа с идеями рассудка; шаблонное, привычное мышление; трудности в восприятии нового) и ментального аспекта физического сознания (ограниченность физическим взглядом на мир и данными чувств; циклическое, замкнутое на одном и том же мышление).



    Всякая Душа потенциально Божественна.
    Цель Жизни состоит в проявлении в себе этой Божественности подчинением внутренней и внешней Природы.
    Достигайте этого трудом, молитвою, психическим упражнением или философией, – одним из этих способов, несколькими из них или всеми, – и будете Свободны.
    В этом вся сущность Религии; учения, догматы, обряды, книги, храмы, уставы – все это лишь второстепенные детали.
    Свами Вивекананда
     
    24.03.2013,Сообщение # 51   
    Lillitt

    Капелька Радуги.
    Группа: Старший Модератор
    Сообщений: 31509
    Статус: Offline
    [ (RU) ]
     




    Витальный аспект ментального сознания (vital mental)

    Данный сектор поля Шри Ауробиндо называет динамичным разумом. Это разум воли, разум решений, стремящийся воплотить в жизнь идеи чистого разума (III.3). Он оперирует идеями и суждениями, а также отвечает на вопрос "Как это сделать?". Динамичный разум, как и витальный, занят планированием и организацией, но действует он совершенно иначе, поскольку ради достижения цели прагматично выстраивает наиболее оптимальную последовательность действий [8: 80; 26: 326].

    Рассудок и витальный разум

    Используя мысль как средство выражения витальных побуждений и жизненной силы, витальный разум прибегает к рассуждениям лишь для того, чтобы оправдать требования этих сил и навязать их рассудку.

    Овладев им, витальный разум:

  • превращает прагматично мыслящий разум в своего помощника и даже адвоката, находящего всевозможные извинения и оправдания его импульсам и эмоциям,
  • наполняет рассудок амбициозными мечтами, подчиняет его волю и побуждает к действию [43, p. 323, 326, 341, 1106, 1329, 1387].50

    В одной из бесед с учениками Шри Ауробиндо описывает механизм такого воздействия. По его словам, заявление Муссолини "И для Италии должно быть место под солнцем", – типично витальная мысль, а не ментальная, поскольку она исходит из его витального эго и опирается на чувство патриотизма. Овладев разумом, она может потребовать, чтобы тот нашел ей оправдание: "Я сказала то-то и то-то. А теперь объясни, почему эти слова истинны" [11, с. 79-80].

    Прагматично мыслящий разум может стать выше витальных движений (мечтаний и эмоций), однако в большинстве людей он полностью подчинен влиянию витального разума и потому несвободен в своих суждениях и оценках [43, p. 336, 1387].



  • Всякая Душа потенциально Божественна.
    Цель Жизни состоит в проявлении в себе этой Божественности подчинением внутренней и внешней Природы.
    Достигайте этого трудом, молитвою, психическим упражнением или философией, – одним из этих способов, несколькими из них или всеми, – и будете Свободны.
    В этом вся сущность Религии; учения, догматы, обряды, книги, храмы, уставы – все это лишь второстепенные детали.
    Свами Вивекананда


    Сообщение отредактировал Lillitt - Воскресенье, 24.03.2013, 19:52
     
    24.03.2013,Сообщение # 52   
    Lillitt

    Капелька Радуги.
    Группа: Старший Модератор
    Сообщений: 31509
    Статус: Offline
    [ (RU) ]
     




    Комментарий

    В период "Арьи" Шри Ауробиндо рассматривал прагматичный разум как средний уровень буддхи и описывал его следующим образом.

    Над элементарным мыслящим разумом – первым уровнем буддхи – находится динамичный, прагматично мыслящий интеллект (dynamic, pragmatic intellectuality), для которого подлинным мотивом являются действие и воля, а мысль и знание нужны лишь для реализации задуманного.

    Этот прагматично мыслящий разум (pragmatic idea mind) поднимает себя над жизнью и действует как посредник между правдой жизни и силой идеи. Он берет данные из жизни, приводит их в систему и вырабатывает план действий. На этом ментальном уровне мысль интересна душе лишь (или преимущественно) как средство действия и обретения опыта.

    Если высший уровень буддхи (см. ниже) пытается, скорее, воспринять Истину, не внося в нее ничего личного, то средний его уровень – прагматичный рассудок (pragmatic reason)51 – пытается сам создать истину. Ему она представляется лишь полезным инструментом для организации внешней и внутренней жизни, а также для управления ею.

    Таким образом, рассудок вырабатывает интеллектуальную концепцию жизни, состоящую из целого свода полезных истин и правил. Он же формирует набор эстетических и этических стандартов, структуру нашего мнения, нормы мысли и намерений. Этот уровень буддхи является ведущим во всех умственно развитых людях.

    Несовершенство прагматичного разума заключается в том, что он зависит от первого уровня буддхи – воспринимающего понимания (current understanding) – как от своего основания, и потому направляет все свои усилия на мир становления, мир событий. Он не может быть опорой и дать неизменный уровень смысла. Будучи в большей степени разумом воли, чем разумом знания, он живет в истине на час, а не в какой-либо вечной и неизменной Истине. Поэтому сам по себе он является игрушкой Времени и рабом Жизни.

    Но, будучи очищен от влияния привычного понимания (customary understanding), он превращается в великого созидателя, а в соединении с высшим уровнем буддхи становится надежным каналом и отважным помощником реализации Истины в жизни. В поисках безмолвия йогин должен отстраниться от этого разума, сосредоточенного на Жизни, и трансформировать его с помощью Воли духа [20: 535-536, 657-658; 21: 136; 38: 652, 670-671, 842-843].

    Как видно из описания, в 1920-1930-е гг. взгляды Шри Ауробиндо на природу рассудка почти не изменились. Возможно, поэтому в письмах ученикам отсутствует подробный анализ данного аспекта сознания.

    Правда, стоит отметить, что если в "Синтезе йоги" Шри Ауробиндо нередко использует термины "reason", "intellect", "intelligence", "mind" как взаимозаменяемые, то в "Письмах о йоге" термин "reason", как правило, связан именно с прагматично мыслящим разумом.



    Всякая Душа потенциально Божественна.
    Цель Жизни состоит в проявлении в себе этой Божественности подчинением внутренней и внешней Природы.
    Достигайте этого трудом, молитвою, психическим упражнением или философией, – одним из этих способов, несколькими из них или всеми, – и будете Свободны.
    В этом вся сущность Религии; учения, догматы, обряды, книги, храмы, уставы – все это лишь второстепенные детали.
    Свами Вивекананда
     
    24.03.2013,Сообщение # 53   
    Lillitt

    Капелька Радуги.
    Группа: Старший Модератор
    Сообщений: 31509
    Статус: Offline
    [ (RU) ]
     




    Чистый разум (mental proper)

    Чистый разум работает с идеями самими по себе. Его функция состоит в том, чтобы думать (вырабатывать идеи), рассуждать, понимать, изучать, выяснять или давать оценку. Он стремится ответить на вопрос "Что есть истина?". Как и центральный витал (bigger vital), этот разум не связан поисками счастья. Его интересует лишь чистое знание, поэтому он ищет Истину и путь к победе [8: 78; 26: 326, 334, 1285, 1295].

    Чистый ментальный разум и витальный разум


    Подлинный мыслящий разум способен мыслить свободно и независимо от витальных движений. Он может наблюдать за ними и судить о них столь же свободно, как он это делает в отношении объектов внешнего мира. Этим он отличается от прагматично мыслящего разума, который у большинства людей подвержен влиянию витального разума и потому несвободен в своих суждениях [26: 336].

    Принцип мышления


    Слабостью чистого разума Шри Ауробиндо считает аналитический характер его мышления. В основе этого мышления лежит элементарный принцип разделения (primitive divisional principle), который сопровождает ментальное знание человека повсюду. Даже когда тот полагает, что достиг в своем познании абсолютного единства, это единство оказывается искусственным, ибо в его основе лежит лишь один из аспектов Истины. Так, например, ученый стремится обосновать единство знания, изучив тот или иной аспект физического мира (энергию, материю, электричество или эфир), а майявадин полагает, что достиг абсолютной Адвайты52, разделив Бытие надвое и назвав верхнюю половину Брахманом, а нижнюю – Майей.

    Разум оперирует идеальными образами и конструкциями (representations and constructions), разделяя и комбинируя порожденные им элементы мышления (constructed data); он может создать универсальную теорию и рассматривать ее как совершенное знание, но как только он обращается к самой реальности, лежащей в основе проявленного мира, он вновь вынужден прибегать к абстрактным построениям, поскольку не обладает реальным видением, опытом и контактом с нею, – всем тем, к чему так стремятся мистики [26: 244, 245].



    Всякая Душа потенциально Божественна.
    Цель Жизни состоит в проявлении в себе этой Божественности подчинением внутренней и внешней Природы.
    Достигайте этого трудом, молитвою, психическим упражнением или философией, – одним из этих способов, несколькими из них или всеми, – и будете Свободны.
    В этом вся сущность Религии; учения, догматы, обряды, книги, храмы, уставы – все это лишь второстепенные детали.
    Свами Вивекананда
     
    24.03.2013,Сообщение # 54   
    Lillitt

    Капелька Радуги.
    Группа: Старший Модератор
    Сообщений: 31509
    Статус: Offline
    [ (RU) ]
     




    Комментарий

    В "Тайне Веды" Шри Ауробиндо упоминает о трех планах разума в контексте описания духовного опыта ведийских риши, где каждой способности или аспекту сознания соответствует определенное божество. Так,

    "Сома освобождает божественный свет из перцептивной ментальности (sense mentality), Индра – из динамичной ментальности (dynamic mentality), Сурья – из чистой рефлективной ментальности (pure reflective mentality)" [36: 194].

    Последнюю способность Шри Ауробиндо рассматривал в период "Арьи" как высший уровень буддхи.

    Этот чистый теоретически мыслящий разум (pure ideative mind) живет в мире идей независимо от их практической ценности для действия и опыта. Он рассматривает данные чувств и неглубоких внутренних переживаний, но лишь для того, чтобы открыть истину, о которой они свидетельствуют, и затем редуцировать ее до уровня знания. Он полностью поглощен процессом познания – он стремится к тому, чтобы пережить радость открытия новой идеи, поиска истины53, познания себя самого, мира и всего того, что может лежать за его пределами и пределами мира. Лишь очень немногие могут использовать этот высший уровень буддхи.

    Высший уровень буддхи это в первую очередь разум знания и лишь во вторую – разум воли. Стремясь лишь к знанию, он часто оказывается неспособен проявить иную волю, чем воля к познанию. Поэтому в действии, в жизненной сфере он зависит от прагматично мыслящего разума и чувствует свою слабость в мире практичного и привычного мышления; поэтому человек склонен изменять чистоте открывшейся ему Истины. Отсутствие равновесия между знанием и волей является одним из принципиальных дефектов человеческого разума.

    Но и в области знания буддхи несовершенен, так как сама [всеразделяющая] природа ума мешает ему объединить те истины, которыми он овладевает. Он может лишь соотносить их друг с другом, чтобы затем рассматривать противоречия между ними или создавать рабочие комбинации аспектов этих истин. Он склонен конструировать абстрактные и условные системы истины. Однако высшие истины или чистые идеи так и остаются для него абстракциями, ибо он живет частично в мире феноменов [чувственного восприятия], частично в мире интеллектуальных конструкций, и потому должен использовать метод абстракции, чтобы достичь представления о более высоких планах реальности.

    Буддхи ищет некую универсальную реальность, и на этом пути абстрагирование неизбежно. Но в конце концов он приходит к пониманию, что аспектов Истины бесконечно много, и что ни одна из его конструкций или комбинаций истин не соответствует реальности во всей ее полноте, ибо Дух бесконечен, и в Духе все есть истина, но ничто в разуме не способно дать всю истину Духа [20: 535-536, 658; 21: 136; 38: 652, 671-672, 843-844].

    Когда мыслящий разум (thought-mind) отрекается от собственной познавательной активности, он в полной мере реализует свою подлинную функцию – наблюдать, понимать, беспристрастно судить с безмятежным восторгом познания, а также открываться посланиям и озарениям [свыше], играющим (как луч света) на всем, что он наблюдает, и на всем том, что еще сокрыто от него [18: 717; 38: 351].



    Всякая Душа потенциально Божественна.
    Цель Жизни состоит в проявлении в себе этой Божественности подчинением внутренней и внешней Природы.
    Достигайте этого трудом, молитвою, психическим упражнением или философией, – одним из этих способов, несколькими из них или всеми, – и будете Свободны.
    В этом вся сущность Религии; учения, догматы, обряды, книги, храмы, уставы – все это лишь второстепенные детали.
    Свами Вивекананда
     
    24.03.2013,Сообщение # 55   
    Lillitt

    Капелька Радуги.
    Группа: Старший Модератор
    Сообщений: 31509
    Статус: Offline
    [ (RU) ]
     




    Главное отличие чистого разума "Писем о йоге" от высшего уровня буддхи "Синтеза йоги" заключается лишь в том, что Шри Ауробиндо перестает его рассматриваться через призму индийской традиции (Санкхьи и Веданты) и наделять функцией воли. Теперь она связана с динамичным, или прагматичным, разумом, а чистое мышление – с чистым разумом.

    Правда, в "Жизни Божественной" Шри Ауробиндо вновь обращается к традиции и создает еще одну (синтетическую) модель разума, объединяющую в себе систему Санкхьи и его собственную систему понимания. Так, по его словам, существует три типа интеллекта.

    Тамасичный интеллект (tamasic intelligence) пребывает в физическом разуме. Он пассивно относится к любым идеям, кроме тех, которые приходят к нему из уже известного или признанного источника. Он не желает расширять границы своего понимания, и потому крайне консервативен. Он упрямо держится за сложившуюся (привычную и оправданную с практической точки зрения) систему знаний и столь же упрямо ее воспроизводит. Он отвергает все новое, поскольку оно может потревожить его инертное состояние.

    Раджасичный интеллект (rajasic intelligence) пребывает в витальном разуме и бывает двух видов. Первый страстно утверждает свою ментальную индивидуальность и свое эгоцентричное мировоззрение, агрессивно реагируя на все то, что противоречит его собственным интеллектуальным предпочтениям и склонностям. Второй – с энтузиазмом открывается всему новому. Страстный, настойчивый, чрезмерно подвижный и непостоянный, он руководствуется в своем мышлении не столько истиной и светом, сколько желанием померяться интеллектуальными силами и стремлением к авантюрным спекуляциям.

    Саттвичный интеллект (sattwic intelligence) – это искатель чистого знания. Он воспринимает все, что только может усвоить. Он тщательно анализирует, проверяет, взвешивает и приводит в систему (или гармоничный порядок) все те данные, которые представляются ему истинным. И все же, его свет ограничен, и потому он не способен расширить свои границы настолько, чтобы воспринимать всю истину и все знание. Этому препятствует его ментальное эго: даже просвещенное, оно обусловливает его наблюдения, суждения, размышления, ментальный выбор и предпочтения [33: 620].

    Очевидно, что тамасичный интеллект объединяет в себе два вида физического разума – интериоризирующий (I.3) и объективирующий (III.1). Раджасичный интеллект, как на это указывает и сам Шри Ауробиндо, работает через два вида витального разума – ментальный аспект витального сознания (II.3) и витальный аспект ментального сознания (III.2). Последний аспект (динамичный разум) в данной классификации наделяется новыми характеристиками. Саттвичный интеллект связан с чистым разумом, и потому в нем не прослеживается внутренней дифференциации.



    Всякая Душа потенциально Божественна.
    Цель Жизни состоит в проявлении в себе этой Божественности подчинением внутренней и внешней Природы.
    Достигайте этого трудом, молитвою, психическим упражнением или философией, – одним из этих способов, несколькими из них или всеми, – и будете Свободны.
    В этом вся сущность Религии; учения, догматы, обряды, книги, храмы, уставы – все это лишь второстепенные детали.
    Свами Вивекананда
     
    24.03.2013,Сообщение # 56   
    Lillitt

    Капелька Радуги.
    Группа: Старший Модератор
    Сообщений: 31509
    Статус: Offline
    [ (RU) ]
     





    С точки зрения европейской традиции, разум – это способность понимания и осмысления, способность мыслить всеобщее, универсальное, а в рамках этого – целесообразную связь всех вещей и явлений. Разум отличает стремление к поиску безусловных оснований, не ограниченных рамками конечного опыта, – стремление постичь абсолютное, бесконечное, неизменное, божественное. На этом пути он выходит за пределы сложившихся систем: критически пересматривает и анализирует имеющиеся данные, вырабатывает новые идеи, творит новое знание. Он открывает единство противоположностей, которые рассудок мыслит полярно. Однако его интересуют не только причинно-следственные связи (как прагматично мыслящий разум), но и высшие ценности, высшие нравственные основания. И все же разум никогда не достигает своей цели – создать универсальную картину мира, – поскольку впадает в неразрешимые противоречия (антиномии), опираясь на данные опыта (чувственного созерцания). Эти противоречия и указывают на его онтологические границы и гносеологические границы его применения.

    Согласно Шри Ауробиндо, чистый мыслящий разум действительно представляет собою вершину человеческой природы на данном этапе ее развития. Однако эволюция продолжается, и потому чистый разум может черпать информацию не только из сферы чувственного восприятия – в ходе йогической практики ему открывается область сверхсознательного опыта.

    Именно в этом видел главную задачу своей йоги Шри Ауробиндо – подняться за пределы разума (на следующую ступень эволюции) и одновременно с этим трансформировать уже существующие планы нашей природы (через привлечение вниз нового принципа сознания). Когда-то это произошло с физическим планом: в нем появился витальный аспект (I.2), а на витальном плане, соответственно, – физический (II.1). То же самое повторилось с ментальным сознанием, но уже в отношении двух низлежащих планов: в них появились ментальные аспекты сознания (I.3 и II.3), а на ментальном плане – физический (III.1) и витальный (III.2). Тот же алгоритм эволюции, по мысли Шри Ауробиндо, должен реализоваться, когда сознание человека преодолеет границы ментального плана.
    источник



    Всякая Душа потенциально Божественна.
    Цель Жизни состоит в проявлении в себе этой Божественности подчинением внутренней и внешней Природы.
    Достигайте этого трудом, молитвою, психическим упражнением или философией, – одним из этих способов, несколькими из них или всеми, – и будете Свободны.
    В этом вся сущность Религии; учения, догматы, обряды, книги, храмы, уставы – все это лишь второстепенные детали.
    Свами Вивекананда


    Сообщение отредактировал Lillitt - Воскресенье, 24.03.2013, 19:59
     
    24.03.2013,Сообщение # 57   
    Lillitt

    Капелька Радуги.
    Группа: Старший Модератор
    Сообщений: 31509
    Статус: Offline
    [ (RU) ]
     




    Заключение

    Итак, работа с терминологическим аппаратом Шри Ауробиндо позволила, как нам представляется, реконструировать целую систему его взглядов на природу человека и описать в восходящей (эволюционной) последовательности аспекты фронтального сознания.

    Ключевая идея реконструкции йогической антропологии Шри Ауробиндо заключалась в том, что поле человека (аура) обладает лишь теми оболочками, которые соответствуют пройденным этапам эволюции. Таких оболочек три (грубая и тонкая физическая оболочка, витальная оболочка и ментальная оболочка). Они пересекают три плана универсального сознания, проецирующиеся на физическое тело человека (план универсального физического сознания, план универсального витального сознания и план универсального ментального сознания). В результате пересечения образуются комбинации качеств сознания, которые Шри Ауробиндо обозначает с помощью бинарных терминов.54 Особенностью этих терминов является их непереводимость обычными средствами.

    Непереводимые термины философского идиолекта Шри Ауробиндо представляют собой атомы его ключевой системы понимания. Именно она определяет их значение. Только в контексте данной системы ее элементы теряют свои ноуменальные (понятные лишь их автору) характеристики. Если же базовая терминология истолкована неправильно, то из переведенных текстов исчезает каркас и они превращаются в рассыпанную мозаику.

    Система бинарных терминов это своего рода causa exemplaris, порождающая модель, глубинная структура, знание которой дает понимание всех текстов Шри Ауробиндо (хотя при этом, конечно, нужно учитывать эволюцию его взглядов). Кроме того, данная система через семантические поля базовых терминов упорядочивает десятки синонимов, которые использует Шри Ауробиндо. Зная ее, можно сразу понять, о каком аспекте сознания идет речь.

    Таким образом, ключевая (глубинная) структура философского мышления Шри Ауробиндо проявляется в оперировании им базовой бинарной терминологией, а производная (поверхностная) – в оперировании многочисленными синонимами базовых терминов. В этом случае глубинная структура работает в фоновом режиме, оказываясь тем самым неявным молчаливым знанием, о котором писал М.Полани.



    Всякая Душа потенциально Божественна.
    Цель Жизни состоит в проявлении в себе этой Божественности подчинением внутренней и внешней Природы.
    Достигайте этого трудом, молитвою, психическим упражнением или философией, – одним из этих способов, несколькими из них или всеми, – и будете Свободны.
    В этом вся сущность Религии; учения, догматы, обряды, книги, храмы, уставы – все это лишь второстепенные детали.
    Свами Вивекананда
     
    24.03.2013,Сообщение # 58   
    Lillitt

    Капелька Радуги.
    Группа: Старший Модератор
    Сообщений: 31509
    Статус: Offline
    [ (RU) ]
     




    * * *

    Реконструкция йогической антропологии Шри Ауробиндо позволяет глубже понять природу философского мышления. Так, философствование можно рассматривать как мышление в собственной системе понимания, а эту систему – как некую схему, состоящую из взаимозависимых и взаимопорождаемых элементов-терминов. Последние относятся к языку, но их употребление обусловлено главным образом схемой, а не логикой языка. Значение термина задается его местом в системе понимания, а не в контексте или предложении. Термины относятся к идиолекту, построенному как синтез языка и внеязыковой логической схемы (в данном случае – топографической модели).

    В своем мышлении индийский философ оперирует ключевой, или аксиоматичной, терминологией. Любой термин становится аксиоматичным уже потому, что фиксирует в рамках той системы понимания, которой принадлежит, некую очевидность.55 Эти аксиомы, или атомы мышления56, представляют собой устойчивые данности. Из атомов складываются более сложные структуры, из аксиом – теоремы. Столкновение с противоречиями указывает на границы данной системы понимания, поскольку каждый термин и, соответственно, каждая система обладает собственным описательным потенциалом. Пересмотр терминологического, а значит и аксиоматического, аппарата приводит к пониманию тех данностей, которые обусловливают мышление.57 Термин-атом перестает быть неделимым, когда философ усматривает в нем новые оттенки смысла. Так происходит расширение интеллектуального горизонта. Новый смысл закрепляется за новым понятием или целой системой терминов.

    Чтобы избежать опасности редуцирующего обобщения на основе того или иного принципа (поскольку логика системы не может полностью совпадать с логикой опыта), а также чтобы не разрушать сформированное ранее понимание, Шри Ауробиндо использует принцип комплиментарности, подключающий к уже существующим системам понимания новые, выступающие по отношению к прежним в качестве коэффициента поправки. Так, для адекватной передачи опыта он оперирует несколькими комплиментарными системами понимания, ни одна из которых не рассматривается им как исчерпывающая.

    В его текстах присутствуют следующие системы понимания: 1) оболочек поля, 2) иерархии планов, 3) аспектов сознания, 4) чакр как центров этих аспектов, 5) изоморфизма поля человека и поля планеты, 6) инволюции сознания и эволюции планетарного космоса, 7) земной истории как проекции (или вектора) сил, способствующих или препятствующих эволюции (эти силы проявляются как на уровне планетарного космоса, так и на уровне человеческой природы).

    Таким образом, мировоззрение Шри Ауробиндо состоит из комплиментарных систем (или подсистем) понимания. Индийский мыслитель создает системы терминов и набрасывает их на реальность, а получившийся рельеф называет картиной мира. Или же, подобно рыбаку из притчи А.Эддингтона, забрасывает в океан реальности сеть категорий и вытягивает этим неводом новые системы смыслов.



    Всякая Душа потенциально Божественна.
    Цель Жизни состоит в проявлении в себе этой Божественности подчинением внутренней и внешней Природы.
    Достигайте этого трудом, молитвою, психическим упражнением или философией, – одним из этих способов, несколькими из них или всеми, – и будете Свободны.
    В этом вся сущность Религии; учения, догматы, обряды, книги, храмы, уставы – все это лишь второстепенные детали.
    Свами Вивекананда
     
    24.03.2013,Сообщение # 59   
    Lillitt

    Капелька Радуги.
    Группа: Старший Модератор
    Сообщений: 31509
    Статус: Offline
    [ (RU) ]
     




    КРАТКИЙ ОЧЕРК ЭВОЛЮЦИИ ВЗГЛЯДОВ ШРИ АУРОБИНДО НА СВЕРХСОЗНАНИЕ

    Наиболее ярко эволюция религиозно-философских взглядов Шри Ауробиндо проявляется в описании им планов сверхсознания и тех сил, которые их олицетворяют.

    Изложение материала, посвященного этой теме, целесообразно представить в следующей последовательности:

  • ранние публикации;
  • дневники за 1914-1920 гг., номера "Арьи" за 1914-1921 гг.;
  • вечерние беседы 1922-1926 гг.;
  • дневники за 1927 год;
  • "Письма о йоге", 1930-1938 гг.;
  • книга I "Жизни Божественной", редакция 1939 года;
  • книга II "Жизни Божественной", редакция 1940 года;
  • "Синтез йоги" издания 1948 года (полностью отредактирована первая часть из четырех, а также отдельные главы из второй части);
  • "Супраментальное проявление на Земле", 1949-1950 гг.

    Ранние публикации


    В "Йоге и ее целях", написанной до 1913 года, при рассмотрении сверхсознания Шри Ауробиндо отождествлял виджняну, идеальность и высший буддхи:

    "Над буддхи, который является высшей способностью разума, находится еще более высокий буддхи, или виджняна, некая совершенная способность (ideal faculty)..." [16: 14].

    Большей информации относительно центрального понятия в системе Шри Ауробиндо – виджняны-сверхразума – в ранних публикациях обнаружить не удалось, поэтому перейдем к его дневникам.



  • Всякая Душа потенциально Божественна.
    Цель Жизни состоит в проявлении в себе этой Божественности подчинением внутренней и внешней Природы.
    Достигайте этого трудом, молитвою, психическим упражнением или философией, – одним из этих способов, несколькими из них или всеми, – и будете Свободны.
    В этом вся сущность Религии; учения, догматы, обряды, книги, храмы, уставы – все это лишь второстепенные детали.
    Свами Вивекананда
     
    24.03.2013,Сообщение # 60   
    Lillitt

    Капелька Радуги.
    Группа: Старший Модератор
    Сообщений: 31509
    Статус: Offline
    [ (RU) ]
     




    Планы сознания в дневниках

    Дневники Шри Ауробиндо – это своего рода хроника йогического опыта. В ней Шри Ауробиндо кратко описывает свой опыт и, приводя переживания в систему, разрабатывает фиксирующую их терминологию. Дневники ведутся с 1909 по 1927 год. При этом следует учитывать, что 1910 год в них не отражен, а более-менее регулярные записи ведутся с января 1912 по октябрь 1920 года. Затем следует перерыв, и записи вновь возобновляются на рубеже 1926 и 1927 годов. В конце 1927 года Шри Ауробиндо прекращает ведение дневников, поэтому о последующих двадцати трех годах развития его садханы почти ничего не известно [43: 104].

    Следует отметить, что дневники – это своеобразная терминологическая лаборатория. В ней Шри Ауробиндо создает термины и их группы. Постепенно одни системы терминов вытесняют другие. В дневниках Шри Ауробиндо фиксирует этапы реализации программы йоги ("Семь четверок"), данной ему Кришной.

    Шри Ауробиндо располагает источник своей йоги в области сверхсознания. Сверхразум (виджняна) находится сразу над головой. Из него нисходит супраментальная шакти, преобразующая обычную природу человека.

    До 24 ноября 1913 Шри Ауробиндо проводит разделение на интеллект и виджняну. Интеллект относится к области сознания, а виджняна – к области сверхсознания. В этот день Шри Ауробиндо пишет о самообразовании виджнянабуддхи (vijnanabuddhi, vijnana buddhi, Vijnana Buddhi) – интуитивного разума (intuitional mind) [44: 21, 54].

    20 ноября 1914 года Шри Ауробиндо пишет о том, что существует три вида виджняны. Первый соотносится с материальным разумом и позволяет ему интуитивно обращаться с вещами и с идеями, которые следуют из чувственного опыта. Это праджнянамайя виджняна, интуитивная и различающая. Вторая соотносится с интуитивным разумом (intuitive mind) и не зависит от какого-либо опыта. Она имеет характер вдохновения. Третья – чистая виджняна. Это откровение и непосредственное видение [46: 25].

    В ноябре 1914 года Шри Ауробиндо определяет откровение, вдохновение, интуицию и различение как аспекты супраментальной активности Сурьи. В декабре эти же способности приписываются интуитивному рассудку:

    "... Ила, Сарасвати и Сарама представляют три из четырех способностей интуитивного рассудка (intuitive reason) – откровение, вдохновение и интуицию" [17: 277; 36: 36].

    В марте 1915 года они снова становятся характерными силами сверхразума:

    "Я полагаю, что Дакшина, подобно более известным Иле, Сарасвати и Сараме, – одна из четырех богинь, представляющих четыре способности ритам, или Сознания Истины. Ила представляет истинное видение, или откровение; Сарасвати – истинное слышание, вдохновение, божественное слово; Сарама – интуицию; Дакшина – интуитивное различение" [17: 469; 36: 73].

    По-видимому, интуитивный разум или рассудок Шри Ауробиндо рассматривал в этот период как пограничную область взаимодействия между ментальным сознанием и сверхсознанием. Отсюда – указания на различающий (т.е. ментальный) характер интуиции (способности сверхсознания).

    Если соотнести способности Сурьи-сверхразума с тремя планами виджняны, то Ила относится к третьему плану, Сарасвати ко второму, а Сарама и Дакшина – к первому.



    Всякая Душа потенциально Божественна.
    Цель Жизни состоит в проявлении в себе этой Божественности подчинением внутренней и внешней Природы.
    Достигайте этого трудом, молитвою, психическим упражнением или философией, – одним из этих способов, несколькими из них или всеми, – и будете Свободны.
    В этом вся сущность Религии; учения, догматы, обряды, книги, храмы, уставы – все это лишь второстепенные детали.
    Свами Вивекананда
     
    Форум » Саморазвитие » ЙОГА » Тайна йоги Шри Ауробиндо. Реконструкция безмолвного знания
    • Страница 4 из 5
    • «
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • »
    Поиск:

  • | 25.02.2024| -Йог и его единомышле... -| |jtyr
  • | 06.02.2024| -Восемь ключей к счас... -| |jtyr
  • | 30.01.2024| -ВАША ЗОЛОТАЯ ТЕНЬ.Уи... -| |jtyr
  • | 23.01.2024| -САМОГИПНОЗ И ДРУГИЕ ... -| |jtyr
  • | 23.01.2024| -ПОДРУЖИТЕСЬ СО СВОЕЙ... -| |jtyr
  • | 23.01.2024| -Magica Sexualis.Запи... -| |jtyr
  • | 12.01.2024| -Сексуальная энергия ... -| |jtyr
  • | 11.01.2024| -Клаустон Т.С. Гигиен... -| |jtyr
  • | 10.01.2024| -Мудрость Таро Элизаб... -| |jtyr
  • | 10.01.2024| -Раджа-йога. Царский ... -| |jtyr