Тайна йоги Шри Ауробиндо. Реконструкция безмолвного знания - Страница 2 - Форум
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 2 из 5
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • »
Модератор форума: Lillitt, Serebro, Jonymne  
Форум » Саморазвитие » ЙОГА » Тайна йоги Шри Ауробиндо. Реконструкция безмолвного знания
Тайна йоги Шри Ауробиндо. Реконструкция безмолвного знания
13.03.2013,Сообщение # 16   
Lillitt

Капелька Радуги.
Группа: Старший Модератор
Сообщений: 31509
Статус: Offline
[ (RU) ]
 




В случае со Шри Ауробиндо можно с уверенность говорить, что он создавал не просто отдельные термины, а целые системы описания и понимания опыта. Совершенствуясь, одни категориальные системы вытесняли другие:

"В духовной жизни всегда нужно быть готовым отбросить любую систему, любое интеллектуальное построение. Система может быть полезным инструментом, но затем становится вредной. Я лично, начиная с сорока лет, три или четыре раза ломал складывавшиеся у меня системы и полностью освобождался от них" [14: 21].8

Каждый значительный философ рано или поздно сталкивается с ограниченностью существующих инструментов понимания и потому создает свой категориальный аппарат, расширяющий его когнитивное восприятие. Таким образом, за поверхностью философских текстов скрыта работа над системами категорий – категориология.

Данный подход к изучению текстов развивают и отечественные востоковеды. Так, В.К.Шохин в статье "Индийские категориальные системы и 16 падартх ньяи" утверждает:

"Изучение категориальных систем является более значимым делом для историка философии, чем он, как правило, себе это представляет. В самом деле, если философия как таковая может быть охарактеризована как важнейший модус интеллектуальной авторефлексии культуры, то наличие системы философских категорий (а категории эти могут быть только системными – изолированных, по определению, не бывает) является доказательством того, что та или иная философская традиция уже достигла уровня собственной авторефлексии, поскольку категории обеспечивают алфавит того языка, в котором философская рефлексия себя описывает. ... Но помимо категориальных философских систем та или иная философская традиция может достичь еще одного уровня рефлексии – когда в ней появляется категориология, или исследование самих систем категорий. ... В дополнение к сказанному категориальные системы, будучи алфавитами философского языка в целом, непосредственно связаны с определенными философскими предметностями, притом решающего значения" [12: 58].



Всякая Душа потенциально Божественна.
Цель Жизни состоит в проявлении в себе этой Божественности подчинением внутренней и внешней Природы.
Достигайте этого трудом, молитвою, психическим упражнением или философией, – одним из этих способов, несколькими из них или всеми, – и будете Свободны.
В этом вся сущность Религии; учения, догматы, обряды, книги, храмы, уставы – все это лишь второстепенные детали.
Свами Вивекананда
 
13.03.2013,Сообщение # 17   
Lillitt

Капелька Радуги.
Группа: Старший Модератор
Сообщений: 31509
Статус: Offline
[ (RU) ]
 




В той же статье он подчеркивает, что "выявление категориальных систем в истории индийской философии весьма важно для установления ее статуса в истории мировой философии..." [12: 58].

Мнение В.К.Шохина полностью разделяет А.И.Кобзев, но уже в отношении китайской культуры:

"... изучению и переводу важнейших идеологических текстов in toto должно предшествовать систематическое изучение лежащего в их основе категориального аппарата. Здесь также следует совершать восхождение от абстрактного к конкретному – от общих категориальных дефиниций к конкретному смыслу соответствующих иероглифов в конкретных текстах. В противном случае понять смысл последних становится так же трудно, как трудно понять смысл фразы, не представляя себе, что значат ее ключевые слова" [12: 225].

Задаваясь вопросом, с изучения и перевода каких категорий следует начинать – с наиболее общих или наиболее специфичных (не имеющих западных эквивалентов), А.И.Кобзев приводит обобщенное мнение видных западных китаистов, согласно которому особое внимание нужно уделять дословно непереводимым оборотам, идиомам и терминам [12: 229]. Эта установка полностью применима не только к феноменам культуры, но и к философским системам.

В нашей работе мы также опираемся на концепцию неявного знания М.Полани. В предисловии к его книге "Личностное знание" В.А.Лекторский точно сформулировал основной смысл этой концепции:

"Любой термин, утверждает М.Полани, нагружен неявным, имплицитным знанием. Следовательно, для адекватного понимания смысла термина необходимо реконструировать теоретический контекст его употребления" [6: 10].

Итак, для реконструкции йогической антропологии Шри Ауробиндо нам необходимо освоить его философский идиолект. Для этого, в свою очередь, понадобится составить представление о разработанной им лексике, выделить из нее базовые термины9 и определить принципы терминирования10 (на этом этапе, конечно, не обойтись без построения интерпретирующих гипотез, образующих структуру предпонимания). Знание терминов и характера связей между ними позволит воссоздать субъективное семантическое пространство Шри Ауробиндо, а значит и те системы понимания, которыми он оперировал в своем мышлении.



Всякая Душа потенциально Божественна.
Цель Жизни состоит в проявлении в себе этой Божественности подчинением внутренней и внешней Природы.
Достигайте этого трудом, молитвою, психическим упражнением или философией, – одним из этих способов, несколькими из них или всеми, – и будете Свободны.
В этом вся сущность Религии; учения, догматы, обряды, книги, храмы, уставы – все это лишь второстепенные детали.
Свами Вивекананда
 
13.03.2013,Сообщение # 18   
Lillitt

Капелька Радуги.
Группа: Старший Модератор
Сообщений: 31509
Статус: Offline
[ (RU) ]
 




Источники

В нашем исследовании мы обращались главным образом к "Письмам о йоге". Это вызвано в первую очередь тем, что работа над ними велась в 1930-е гг., то есть уже после того, как все основные произведения Шри Ауробиндо вышли в свет. Именно в письмах нашло отражение более глубокое и более системное понимание Шри Ауробиндо человеческой природы, поскольку через них он руководил внутренним развитием своих учеников, отвечая на самые разные вопросы йогической практики. Без специальной системы понимания и детально разработанной карты опыта это было бы невозможно.

Кроме данного источника, мы опираемся на отредактированную "Жизнь Божественную", поскольку в ней имплицитно присутствует та же система понимания, что и в письмах. По возможности отслеживаются истоки ее формирования на материалах раннего периода. Сразу следует сказать, что таких материалов совсем немного, поскольку в период издания "Арьи" и до середины 1920-х гг. Шри Ауробиндо интересовался в основном областью сверхсознания.

На широко известную работу "Йогическая садхана" опираться как на источник по философии Шри Ауробиндо нельзя, поскольку она является примером автоматического письма, эксперименты с которым он начал еще находясь в Бароде (1893-1906). Сам Шри Ауробиндо неоднократно заявлял протест, когда издатели печатали эту работу под одним из его имен – Уттара Йоги (Йогин с севера). Этим именем его наделил один знаменитый тамильский подвижник. Шри Ауробиндо отрицал свое авторство по той причине, что он только записывал информацию, получаемую от духа человека, который, по его словам, выглядел как Раммохан Рой, основатель "Брахмо самадж" (1772-1833) [13: 373]. Тем не менее, духовные существа, опыт общения с которыми переживал Шри Ауробиндо, исповедовали идеи, следующие из его опыта, – учение о планах, находящихся над обычным разумом (дух Вивекананды), и утверждение того, что шакти действует через макушку в своем нисходящем движении (дух автора "Йогической садханы"). Стилистика "Йогической садханы", сильно отличаясь от большинства работ Шри Ауробиндо, все же напоминает "Йогу и ее цели" – то же изложение последовательности ступеней в йогическом опыте, та же насыщенность специальной санскритской лексикой.

Основное внимание в книге уделено рассмотрению терминологии позднего периода йоги Шри Ауробиндо, связанной с фронтальным (внешним) сознанием. На основе ее анализа выдвигается гипотеза, которая объясняет причину появления ряда терминов и предлагает способ их понимания как базовых, или системообразующих.11

Исследование дополнено кратким очерком эволюции взглядов Шри Ауробиндо на природу сверхсознания, который позволяет читателю проникнуть в терминологическую "лабораторию" индийского мыслителя.

В книгу также включен перевод писем Шри Ауробиндо, осуществленный автором на основе проведенного исследования. Кроме писем о йогической практике, представлены собственно философские письма Шри Ауробиндо (в разделе "Йога, философия и наука").

Книга снабжена приложением, в которое вошли таблица и глоссарий. В таблице показано соотношение семантических полей базовых философских терминов, а в глоссарии разъясняется значение санскритских слов, которые встречаются в текстах Шри Ауробиндо.

Все указанные материалы даны для того, чтобы облегчить восприятие предлагаемой реконструкции взглядов Шри Ауробиндо на природу человека.



Всякая Душа потенциально Божественна.
Цель Жизни состоит в проявлении в себе этой Божественности подчинением внутренней и внешней Природы.
Достигайте этого трудом, молитвою, психическим упражнением или философией, – одним из этих способов, несколькими из них или всеми, – и будете Свободны.
В этом вся сущность Религии; учения, догматы, обряды, книги, храмы, уставы – все это лишь второстепенные детали.
Свами Вивекананда
 
13.03.2013,Сообщение # 19   
Lillitt

Капелька Радуги.
Группа: Старший Модератор
Сообщений: 31509
Статус: Offline
[ (RU) ]
 




СТРУКТУРА ФРОНТАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ.
ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ


Система понимания и описания опыта Шри Ауробиндо имплицитно присутствует во всех его текстах, но нигде в сжатом, так и хочется сказать "догматическом", виде она не представлена. Ее нужно реконструировать, чтобы понимать изнутри все производные от нее тексты. И здесь мы сразу попадаем в герменевтический круг: знание общего предполагает знание частного, и наоборот. Стремиться выйти за его пределы не имеет смысла, поскольку так мы можем оказаться за пределами самого пространства понимания. Нужно попеременно концентрировать внимание на общем и частном, и тогда круг превратится в спираль, по которой понимание будет восходить на качественно новый уровень.

Итак, сначала опишем в самых общих чертах философию Шри Ауробиндо, затем перейдем к анализу ее терминологического аппарата и реконструкции, а в заключение нашего исследования снова обратимся к положениям общего характера.
* * *

Согласно Шри Ауробиндо, абсолют – это Сат-Чит-Ананда (Бытие-Сознание-Блаженство). Она трансцендентна и супракосмична, а потому непроявлена.12 Ниргуна и Сагуна Брахман (абсолют как чистое Бытие и абсолют как Энергия) – ее аспекты, разделенные в космосе, но единые в Сат-Чит-Ананде.

Трансфизический космос проявлен. Причем вневременно.13 Он состоит из так называемых типических14 планов сознания, на которых обитают существа, не способные или не стремящиеся к эволюции. Последовательность космических (или универсальных, всеобщих) планов такова: подсознание, крайней степенью которого является бессознательное; физическое сознание, наиболее грубым состоянием которого является материя; витальное сознание15; ментальное сознание и духовный разум (включающий в себя планы возвышенного разума, озаренного разума, план интуиции и план глобального разума). Сверхразум (супраментал) является связующим звеном между проявленным космосом и непроявленной Сат-Чит-Анандой. Собственно, супраментал и есть Сат-Чит-Ананда в аспекте энергии, воли. Он трансцендентен по своему источнику и космичен по области действия.

Через уже существующую структуру планов происходит инволюция супраментального сознания, которое самозаключает себя в бессознательном. Инволюция сменяется эволюцией, которая призвана раскрыть полноту Сат-Чит-Ананды на каждом из планов ее спектра. Таким образом, эволюция это не возвращение к источнику, не бегство из бессмысленного тварного мира, а раскрытие полноты Божественного сознания в условиях проявленного космоса.

В отличие от обитателей типических планов, человек включает в себя все предыдущие стадии, или планы, эволюции: материя, жизнь и разум индивидуализируются в его природе. Именно поэтому существа типических планов должны принять земное рождение (т.е. воплотиться в человеке), если хотят обрести освобождение в Брахмане.

Эволюция не закончилась с появлением человека, она продолжается. Человек (ману) – это разум (манас), следовательно, сверхчеловек – это сверхразум. Но для полноты божественной жизни ему необходимо обрести не только супраментальное сознание, но и супраментальное тело, которое станет инструментом, сосудом и храмом (shrine) Духа.

Именно эту задачу и ставит перед собой интегральная йога Шри Ауробиндо. Он полагает, что эта йога существует в самой природе вещей, поскольку сам Брахман интегрален, объединяя в себе множество состояний сознания. Стремясь к полноте реализации Божественного, последователь йоги Шри Ауробиндо также должен стать интегральным и всеохватывающим: "Быть и быть во всей полноте" [33: 36, 1023-1024].

Шри Ауробиндо называет свою йогу не только интегральной, но и супраментальной. Особенность йоги Шри Ауробиндо заключается в том, что в ней главную роль играет не восходящая, а нисходящая свыше Сила, преобразующая смертную природу человека в природу бессмертную. Это нисхождение происходит в результате концентрации сознания и его стремления достичь источника этой силы: "Супраментальная йога есть одновременное восхождение души к Богу и нисхождение божества (шакти. – А. В.) в воплощенную природу" [41: 193].



Всякая Душа потенциально Божественна.
Цель Жизни состоит в проявлении в себе этой Божественности подчинением внутренней и внешней Природы.
Достигайте этого трудом, молитвою, психическим упражнением или философией, – одним из этих способов, несколькими из них или всеми, – и будете Свободны.
В этом вся сущность Религии; учения, догматы, обряды, книги, храмы, уставы – все это лишь второстепенные детали.
Свами Вивекананда
 
13.03.2013,Сообщение # 20   
Lillitt

Капелька Радуги.
Группа: Старший Модератор
Сообщений: 31509
Статус: Offline
[ (RU) ]
 




Аспекты сознания

В связи с учением об эволюции мира и человека центральное внимание Шри Ауробиндо уделяет йогической антропологии.

Казалось бы, при описании природы человека можно ограничиться перечислением планов материи, жизни и разума, но в текстах Шри Ауробиндо встречается более разработанная терминология: body-consciousness, body-mind, dynamic Intelligence, dynamic Mind, externalising Mind, externalising intelligence, gross physical, higher intelligence, higher thinking mind, material consciousness, material physical, material-physical, mechanical mind, mechanical mental physical, mental physical, mental proper, mental vital, mental-vital, physical mental, physical mind, physical proper, physical vital, physical-vital, physico-vital, reason, thinking Mind, thinking mind proper, true thinking mind, vital-mental, vital Mind, vital physical, vital proper, vital-physical...

Мы привели далеко не полный перечень тех терминов, которые относятся к области сознания. Она находится между областями сверхсознания и подсознания. Область сверхсознания начинается сразу от макушки и поднимается вверх до бесконечности, а подсознания – сразу от подошв ног [26: 1597].

Из этого перечня можно выделить термины, которые на первый взгляд кажутся игрой слов: mental physical, physical mental, physical vital, vital physical. Если предположить, что это не просто игра слов, то можно составить следующие пары: physical mental и mental physical, physical vital (physical-vital, physico-vital) и vital physical (vital-physical), vital-mental и mental vital (mental-vital).

Перед нами – сочетание различных качеств сознания в природе человека. Но если есть комбинация качеств, значит должны быть и качества в чистом виде. И действительно, соответствующая терминология встречается в текстах Шри Ауробиндо: чистый разум (mental proper), чистый витал (vital proper), собственно физическое сознание (physical proper).



Всякая Душа потенциально Божественна.
Цель Жизни состоит в проявлении в себе этой Божественности подчинением внутренней и внешней Природы.
Достигайте этого трудом, молитвою, психическим упражнением или философией, – одним из этих способов, несколькими из них или всеми, – и будете Свободны.
В этом вся сущность Религии; учения, догматы, обряды, книги, храмы, уставы – все это лишь второстепенные детали.
Свами Вивекананда
 
13.03.2013,Сообщение # 21   
Lillitt

Капелька Радуги.
Группа: Старший Модератор
Сообщений: 31509
Статус: Offline
[ (RU) ]
 




Итак, теперь у нас есть девять терминов, с которыми можно работать. И все же остается ряд вопросов: чем было вызвано их появление? что определяет последовательность слов в том или ином термине? есть ли критерий этой последовательности, а если есть, то каков он?

В текстах Шри Ауробиндо есть одно замечание, которое может помочь сделать первый шаг на пути реконструкции его системы понимания и описания духовного опыта:

"Фактически в строении человека и различных частей его сознания одновременно присутствуют две системы: одна концентрическая – несколько слоев или оболочек (sheaths) с душевным существом в центре; другая вертикальная – восходяще-нисходящая (подобно лестнице) иерархия планов..." [26: 251].

Об иерархии планов сознания мы уже упоминали. Что же такое концентрическая система оболочек? По всей видимости, речь идет о тонком теле человека – ауре, "замкнутом поле сознательного бытия" [33: 554].

Но проблема в том, что само слово "аура" в текстах Шри Ауробиндо почти не встречается. Чем это можно объяснить? Вероятно тем, что Шри Ауробиндо стремился как можно дальше дистанцироваться от теософов, которые этим термином широко пользовались. Причины этого нужно искать в биографии основателя интегральной йоги. Временным учителем Шри Ауробиндо был Вишну Бхаскар Леле, входивший в Теософское общество. Под его руководством Шри Ауробиндо на третий день (из семи, проведенных вместе в сосредоточенной медитации) постиг опыт Нирваны. Вскоре их пути разошлись. И все же, несмотря на это и на весьма критическое отношение к теософскому движению в целом, Шри Ауробиндо никогда не выступал против Теософского общества.

Но вернемся к системе оболочек. В одном из писем Шри Ауробиндо указывает, что сознание, окружающее тело человека (environmental consciousness), теософы называют аурой [26: 314].

Случай подобного "перевода" теософской терминологии на язык собственной системы понимания отнюдь не единичен. Так, эфирный план стал планом тонкого физического сознания, а план астральный – планом витального сознания.

В теософской литературе названия оболочек (или тел человека) совпадают с названиями планов – грубая материальная оболочка, эфирная, астральная, ментальная. Можно предположить, что Шри Ауробиндо придерживался той же логики.16 И действительно, аналогичная терминология встречается в его текстах:

  • грубая материальная оболочка (corporeal sheath, body-sheath, gross physical sheath);
  • тонкая физическая оболочка (physical aura, subtle environmental physical atmosphere, surrounding physical, subtle physical ether, subtle physical sheath);
  • витальная оболочка (vital body, life-sheath, vital sheath);
  • ментальная оболочка (unseen mental environment, environmental mind, general mind atmosphere around us, surrounding intelligence, mind-sheath, mental sheath).



Всякая Душа потенциально Божественна.
Цель Жизни состоит в проявлении в себе этой Божественности подчинением внутренней и внешней Природы.
Достигайте этого трудом, молитвою, психическим упражнением или философией, – одним из этих способов, несколькими из них или всеми, – и будете Свободны.
В этом вся сущность Религии; учения, догматы, обряды, книги, храмы, уставы – все это лишь второстепенные детали.
Свами Вивекананда


Сообщение отредактировал Lillitt - Среда, 13.03.2013, 01:49
 
13.03.2013,Сообщение # 22   
Lillitt

Капелька Радуги.
Группа: Старший Модератор
Сообщений: 31509
Статус: Offline
[ (RU) ]
 




Итак, человек сочетает в себе три принципа сознания, которые представлены планами и соответствующими этим планам оболочками. Планы и оболочки пересекают друг друга. Таким образом создаются различные комбинации качеств сознания.

Физический, витальный и ментальный планы пересекают тонкое физическое, витальное и ментальное тела, в результате чего получаются зафиксированные в терминологии Шри Ауробиндо комбинации качеств сознания, которые он называл частями, а мы будем назвать аспектами.

Если попытаться упорядочить бинарные термины с помощью таблицы, то окажется, что возможны два ее варианта.17 В первом случае критерием систематизации служит план, а во втором – оболочка. Не меняют своего положения лишь те аспекты, которые являются чистыми и образуются в результате пересечения однородных плана и оболочки. Например, чистый разум (III.3) – результат пересечения универсального ментального плана сознания (III) и ментальной оболочки (3). 18



Всякая Душа потенциально Божественна.
Цель Жизни состоит в проявлении в себе этой Божественности подчинением внутренней и внешней Природы.
Достигайте этого трудом, молитвою, психическим упражнением или философией, – одним из этих способов, несколькими из них или всеми, – и будете Свободны.
В этом вся сущность Религии; учения, догматы, обряды, книги, храмы, уставы – все это лишь второстепенные детали.
Свами Вивекананда
 
13.03.2013,Сообщение # 23   
Lillitt

Капелька Радуги.
Группа: Старший Модератор
Сообщений: 31509
Статус: Offline
[ (RU) ]
 




Проведем локализацию планов универсального сознания и аспектов индивидуального сознания (ауры), чтобы остановиться на том варианте, которого придерживался сам Шри Ауробиндо.

Ментальное сознание, пронизывая физическое тело, занимает пространство от макушки до плеч. От плеч до области чуть ниже пупка простирается витальное сознание. Физическое сознание занимает область от границы с виталом до подошв ног.

Переходим к локализации аспектов. В одном из писем Шри Ауробиндо делает следующее замечание: "Шея, горло и нижняя часть лица относятся к выражающему разуму (belong to the externalising mind, the physical mental)" [26: 373]. Следовательно, physical mental находится на уровне универсального ментального, а не физического сознания, и правильным должен считаться второй вариант. Данные о других аспектах сознания, приведенные ниже, также свидетельствуют в пользу второго варианта.

Теперь самое время определиться с переводом тех терминов, которые представлены в таблицах. Термин "physical mental" можно перевести как "физический ментал" или "физический разум", но как быть с "mental physical"?.. В одном из писем Шри Ауробиндо встречается выражение "mental in the physical" [26: 326]. Можно предположить, что "mental physical" это "mental in the physical". Если исходить из предложенной нами гипотезы йогической антропологии Шри Ауробиндо, то "mental in the physical" может означать разум в физическом сознании, то есть – пересечение индивидуальной ментальной оболочки и универсального плана физического сознания.27 Тогда термин "mental physical" будет переводиться как "ментальный аспект физического сознания", а "physical mental" – как "физический аспект ментального сознания". Перевод идет по первому слову, что полностью соответствует второму варианту расположения терминов в таблице, где критерием систематизации служит оболочка.



Всякая Душа потенциально Божественна.
Цель Жизни состоит в проявлении в себе этой Божественности подчинением внутренней и внешней Природы.
Достигайте этого трудом, молитвою, психическим упражнением или философией, – одним из этих способов, несколькими из них или всеми, – и будете Свободны.
В этом вся сущность Религии; учения, догматы, обряды, книги, храмы, уставы – все это лишь второстепенные детали.
Свами Вивекананда
 
13.03.2013,Сообщение # 24   
Lillitt

Капелька Радуги.
Группа: Старший Модератор
Сообщений: 31509
Статус: Offline
[ (RU) ]
 




Как уже говорилось выше, в текстах Шри Ауробиндо практически не встречается термин "аура". Совокупность тонких оболочек он обозначает термином "environmental consciousness", который можно перевести как "поле сознания, окружающее физическое тело". Такой перевод полностью раскрывает содержание термина, но неудобен в использовании, поэтому можно ограничиться более кратким его вариантом – "окружающее поле сознания" или просто "поле сознания".

Согласно, Шри Ауробиндо, поле сознание – это некая тонкая атмосфера, которая всегда окружает человека, даже когда он этого не сознает. В отличие от области подсознания, в этом поле ничего не накапливается и не задерживается долго: оно очень изменчиво – это поле вибраций, через которое в человека проникают различные силы, исходящие из универсальной Природы или от других существ. Эти силы приходят извне в виде ментальных и витальных волн. Они принимают в поле личностную форму, а затем проникают в сознание человека, замкнутое в физическом теле, и тот принимает их за свои28 [26: 313, 314, 356, 359, 1534, 1535, 1602, 1712].

Сознание (душа), полагает Шри Ауробиндо, находится в теле в том же смысле, что и разум или витал. В действительности оно пребывает в тонком теле, которое пронизывает собою или накладывается на грубое. В результате этого возникает ощущение, что сознание ограничено физическим телом или тождественно с ним [26: 294, 368].



Всякая Душа потенциально Божественна.
Цель Жизни состоит в проявлении в себе этой Божественности подчинением внутренней и внешней Природы.
Достигайте этого трудом, молитвою, психическим упражнением или философией, – одним из этих способов, несколькими из них или всеми, – и будете Свободны.
В этом вся сущность Религии; учения, догматы, обряды, книги, храмы, уставы – все это лишь второстепенные детали.
Свами Вивекананда
 
13.03.2013,Сообщение # 25   
Lillitt

Капелька Радуги.
Группа: Старший Модератор
Сообщений: 31509
Статус: Offline
[ (RU) ]
 




Последовательность изложения

Каждый план сознания – это этап эволюции, пройденный или предстоящий. И на каждом плане сознание облекается соответствующей оболочкой. В природе человека представлено три плана – материя (I), жизнь (II) и разум (III), поэтому его облекают физическая оболочка (1, грубая и тонкая), витальная (2) и ментальная (3). Пересечение планов и оболочек создает аспекты сознания – аспекты физического плана, витального и ментального. В этой последовательности и пойдет дальнейшее изложение, подчиняясь следующему алгоритму:

  • графическая локализация плана и сектора поля,
  • реконструкция соответствующего аспекта сознания и комментарий,
  • семантическое поле базового термина, указывающего на данный аспект.



Всякая Душа потенциально Божественна.
Цель Жизни состоит в проявлении в себе этой Божественности подчинением внутренней и внешней Природы.
Достигайте этого трудом, молитвою, психическим упражнением или философией, – одним из этих способов, несколькими из них или всеми, – и будете Свободны.
В этом вся сущность Религии; учения, догматы, обряды, книги, храмы, уставы – все это лишь второстепенные детали.
Свами Вивекананда
 
24.03.2013,Сообщение # 26   
Lillitt

Капелька Радуги.
Группа: Старший Модератор
Сообщений: 31509
Статус: Offline
[ (RU) ]
 




ФИЗИЧЕСКИЙ ПЛАН

Итак, начнем с описания первого плана – плана физического сознания. При его пересечении оболочками поля (тонкой физической, витальной и ментальной) образуются:

  • собственно физическое сознание (I.1, physical proper),
  • витальный аспект физического сознания (I.2, vital physical) и
  • ментальный аспект физического сознания (I.3, mental physical).


    Собственно физическое сознание (physical proper)


    I.1. Материальное сознание, с точки зрения Шри Ауробиндо, – это наиболее грубая степень физического29 [26: 351]. Его расположение не имеет смысла указывать, поскольку оно очевидно. Материальное сознание – это само тело, точнее – сознание тела, "темное сознание клеток, желез, тканей, органов" [8: 82; 26: 348].

    Сознание тела обладает собственной инертной волей, собственными привычками, побуждениями, инстинктами. Оно действует независимо от нашей ментальной воли или даже вопреки ей [19: 211-212; 26: 347; 38: 388]. Так, несмотря на подчиненность этого сознания разуму "оно может противиться его воле или недостаточно хорошо ее выполнять. Во многих случаях, например, когда речь идет о здоровье, болезни или автоматических функциях, тело действует самостоятельно, а не как слуга разума. Если тело устало, оно может оказать разуму пассивное сопротивление – затмить его тамасом, инерцией, состоянием отупения, испарениями подсознания (fumes of the subconscient) так, что тот не сможет действовать" [26: 323].

    Для сознания тела характерен тамас: медлительность, инерция, лень, неведение, состояние отупения и ограниченность. Материальное сознание действует механически, по инерции подчиняясь привычкам или силам низшей витальной природы. Оно привязано к рутине и постоянно повторяет одни и те же иррациональные и непросветленные движения, утверждая лишь те правила, которые существовали всегда, и упорно не желая меняться и воспринимать Силу и Свет свыше [26: 351, 1429, 1430].

    Природа человека объединяет в себе самые разные аспекты сознания, обретенные в процессе эволюции. В борьбе, которая возникает между ними, можно выявить их характерные движения и определить, какие из них относятся к физическому сознанию. Пример такого самоанализа приводит Шри Ауробиндо в одной из вечерних бесед (13.08.1926): "Обычно витал со своими желаниями чрезмерно вмешивается в вопросы питания и говорит: "хочу это", "мне нравится то", "мне нравится се". Вмешательство оказывает и разум со своими идеями: "употреблять такую-то пищу полезно", "в том-то содержится то-то, стало быть, оно полезно". Физическое же сознание, будучи предоставленным самому себе, осознает собственные нужды. У тела нет желаний, у него – потребности, и ему они известны" [8: 83].

    Комментарий

    Уже в 1916 г. Шри Ауробиндо пишет о том, что тело обладает собственным сознанием. Оно инертно, хотя и обладает некой волей, которая отличается от воли остального существа и может оказывать ей самое серьезное сопротивление [19: 212; 38: 388].

    В своих дневниках (декабрь 1926 – февраль 1927 гг.) Шри Ауробиндо упоминает о том, что остается проблема зависимости физического аспекта материального сознания (physical material), т.е. физического тела, от пищи [18: 136].



  • Всякая Душа потенциально Божественна.
    Цель Жизни состоит в проявлении в себе этой Божественности подчинением внутренней и внешней Природы.
    Достигайте этого трудом, молитвою, психическим упражнением или философией, – одним из этих способов, несколькими из них или всеми, – и будете Свободны.
    В этом вся сущность Религии; учения, догматы, обряды, книги, храмы, уставы – все это лишь второстепенные детали.
    Свами Вивекананда
     
    24.03.2013,Сообщение # 27   
    Lillitt

    Капелька Радуги.
    Группа: Старший Модератор
    Сообщений: 31509
    Статус: Offline
    [ (RU) ]
     




    Термины "physical material" и "material-physical" можно рассматривать как синонимы, хотя их различное написание указывает на то, что они относятся к разным классификациям. 30

    Первый указывает на один из аспектов физической оболочки, в которой Шри Ауробиндо выделяет: физический аспект ментального сознания (III.1, physical mental), физический аспект витального сознания (II.1, physical vital) и физический аспект материального сознания (I.1, physical material) [26: 476].

    Второй относится к физическому плану сознания, который включает в себя: ментальный аспект физического сознания (I.3, mental physical), витальный аспект физического сознания (I.2, vital-physical) и материальный аспект физического сознания (I.1, material-physical) [26: 1445].

    Таким образом, Шри Ауробиндо выбирает тот или иной бинарный термин ("physical material" или "material-physical") в зависимости от того, что именно он перечисляет – аспекты плана или оболочки.



    Всякая Душа потенциально Божественна.
    Цель Жизни состоит в проявлении в себе этой Божественности подчинением внутренней и внешней Природы.
    Достигайте этого трудом, молитвою, психическим упражнением или философией, – одним из этих способов, несколькими из них или всеми, – и будете Свободны.
    В этом вся сущность Религии; учения, догматы, обряды, книги, храмы, уставы – все это лишь второстепенные детали.
    Свами Вивекананда
     
    24.03.2013,Сообщение # 28   
    Lillitt

    Капелька Радуги.
    Группа: Старший Модератор
    Сообщений: 31509
    Статус: Offline
    [ (RU) ]
     




    Иногда физический план сознания (I) Шри Ауробиндо называет материальным (т.е. планом грубой и тонкой материи). Так, в дневниках (запись от 23 января 1927 г.) он говорит о стремительном возрастании физической ананды (блаженства) в ментальном и витальном аспектах материального сознания (mental material & vital material), а также чувствительности в физическом аспекте материального сознания (physical material) [48: 146].



    Всякая Душа потенциально Божественна.
    Цель Жизни состоит в проявлении в себе этой Божественности подчинением внутренней и внешней Природы.
    Достигайте этого трудом, молитвою, психическим упражнением или философией, – одним из этих способов, несколькими из них или всеми, – и будете Свободны.
    В этом вся сущность Религии; учения, догматы, обряды, книги, храмы, уставы – все это лишь второстепенные детали.
    Свами Вивекананда
     
    24.03.2013,Сообщение # 29   
    Lillitt

    Капелька Радуги.
    Группа: Старший Модератор
    Сообщений: 31509
    Статус: Offline
    [ (RU) ]
     




    Витальный аспект физического сознания (vital physical)

    I.2. Шри Ауробиндо дает следующее определение витального аспекта физического сознания: "это носитель нервных реакций нашей физической природы, это область и инструмент мельчайших ощущений, желаний и всевозможных реакций на воздействия внешней физической и грубой материальной жизни" [26: 348].

    Основные задачи данного аспекта: приводить в действие различные органы тела, а также регулировать функции физического существа. Именно он дарует телу здоровье и силу [8: 82].

    Его действия совершенно иррациональны – даже когда он прав, он не может объяснить, почему; ибо он действует автоматически, повинуясь привычным инстинктам, импульсам, ощущениям и чувствам. Разум может найти объяснение его поступкам, но если он попросит его самого объяснить причину своих действий, то услышит в ответ: "Я так хочу", "мне так нравится", "не нравится", "мне так кажется" [26: 1446].31


    Тонкая нервная система

    Витальный аспект физического сознания это нервная система человека, точнее – тонкая нервная система [26: 344, 704]. Согласно Шри Ауробиндо, нервы выходят за пределы материального тела, соединяя собой тонкое тело и грубое [26: 352; 38: 337]. Поэтому наряду с грубой, физической нервной системой, состоящей из материальных нервов и сплетений, человек обладает и тонкой нервной системой. Она состоит из многочисленных каналов-нади, а ее центрами являются чакры [25: 555; 26: 1147; 35: 158; 38: 535, 537].32

    Шри Ауробиндо также называет витальный аспект физического сознания жизненной силой, тесно связанной с реакциями, желаниями, потребностями и ощущениями тела. Это витальная энергия, погруженная в материю и обусловленная ее законами [26: 327, 345-348, 704].33 Именно она управляет реакциями нервов и телесного сознания, непроизвольными эмоциональными реакциями (reflex emotions) и ощущениями, являясь причиной большинства поверхностных, почти незаметных движений, характерных для нашей повседневной жизни [26: 344, 348].



    Всякая Душа потенциально Божественна.
    Цель Жизни состоит в проявлении в себе этой Божественности подчинением внутренней и внешней Природы.
    Достигайте этого трудом, молитвою, психическим упражнением или философией, – одним из этих способов, несколькими из них или всеми, – и будете Свободны.
    В этом вся сущность Религии; учения, догматы, обряды, книги, храмы, уставы – все это лишь второстепенные детали.
    Свами Вивекананда
     
    24.03.2013,Сообщение # 30   
    Lillitt

    Капелька Радуги.
    Группа: Старший Модератор
    Сообщений: 31509
    Статус: Offline
    [ (RU) ]
     




    Сексуальность

    Витальный аспект физического сознания тесно связан с физическим аспектом витального сознания34. Объединившись с ним, этот аспект порождает похоть, ревность, гнев и ярость [26: 344, 348]. Отсюда такое выражение, встречающееся в работах Шри Ауробиндо, как "сексуальные эмоции витального аспекта физического сознания" (vital physical sex-emotion) [26: 1524].

    В любом сексуальном побуждении есть витальный элемент, но чисто витальное движение не заинтересовано в физическом контакте или половом акте. Оно заинтересовано в игре эмоций, власти, подчинении, разногласиях, примирении, обмене энергией и т.д. Именно витальный аспект физического сознания придает большое значение прикосновению, объятиям,35 половому акту. Таким образом, низший витал порождает желание, а чувственность возникает в результате взаимодействия низшего витала и тонкой нервной системы. Тогда витальный аспект физического сознания начинает рассматривать чувственное восприятие через призму удовольствия [26: 1523, 1537].

    Передаваясь из низшего витала в тонкую нервную систему, сексуальное желание может не только обострить чувственность, но и породить ощущение тепла.36 Само же это желание (vital-physical desire) существует лишь ради себя и не вызвано реальными потребностями тела. Вот почему физическое удовлетворение не способно его ослабить [26: 1408].

    Тонкая нервная система (nervous being) находится под влиянием витальных сил (в частности, сил низшего витала). Когда же они отвергаются или изгоняются, она становится вялой и безжизненной, и потому хочет вернуть их обратно – ибо от них она привыкла получать наслаждение и силу жизни, а не от духовной, или божественной, Силы свыше [26: 1304].

    В связи с практикой брахмачарьи (сохранения сексуальной энергии) Шри Ауробиндо не раз приходилось отвечать на вопрос, не является ли воздержание вредным для психического и физического здоровья.

    Действительно, если секс – естественная потребность витального аспекта физического сознания (такая же, как пища или сон), то его полное запрещение может привести к серьезным последствиям. Однако нарушения в работе нервной системы возникают лишь в том случае, полагает Шри Ауробиндо, если человек потворствует сексуальному импульсу, подавляя его внешние проявления. В этом случае вполне оправдана точка зрения медицинской теории, высказывающейся против сексуального воздержания [26: 1511].

    Тонкий (воображаемый, использующий визуализацию) вариант удовлетворения сексуального желания еще более опасен, если человек рассматривает его как часть садханы. Это прямой путь к духовному падению и привлечению в тонкую атмосферу сил, препятствующих нисхождению супраментального Света. Вместо него нисходят враждебные витальные силы и существа, откликаясь на соответствующие витальные вибрации в поле сознания. Если же человек прилагает истинное духовное усилие и совершенствуется в искусстве целомудрия, то никаких опасностей и никакого вреда для его здоровья не возникает [26: 1508, 1511].

    Сексуальный импульс можно победить, только отсоединив его от низшего витала. Тогда он будет проявляться лишь на уровне безусловных рефлексов (purely physical movement of the mechanical kind). Если же его отбросить из витального аспекта физического сознания, а также освободить от него центр физического сознания37, то сексуальный импульс исчезнет полностью [26: 1520, 1536].



    Всякая Душа потенциально Божественна.
    Цель Жизни состоит в проявлении в себе этой Божественности подчинением внутренней и внешней Природы.
    Достигайте этого трудом, молитвою, психическим упражнением или философией, – одним из этих способов, несколькими из них или всеми, – и будете Свободны.
    В этом вся сущность Религии; учения, догматы, обряды, книги, храмы, уставы – все это лишь второстепенные детали.
    Свами Вивекананда
     
    Форум » Саморазвитие » ЙОГА » Тайна йоги Шри Ауробиндо. Реконструкция безмолвного знания
    • Страница 2 из 5
    • «
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • »
    Поиск:

  • | 25.02.2024| -Йог и его единомышле... -| |jtyr
  • | 06.02.2024| -Восемь ключей к счас... -| |jtyr
  • | 30.01.2024| -ВАША ЗОЛОТАЯ ТЕНЬ.Уи... -| |jtyr
  • | 23.01.2024| -САМОГИПНОЗ И ДРУГИЕ ... -| |jtyr
  • | 23.01.2024| -ПОДРУЖИТЕСЬ СО СВОЕЙ... -| |jtyr
  • | 23.01.2024| -Magica Sexualis.Запи... -| |jtyr
  • | 12.01.2024| -Сексуальная энергия ... -| |jtyr
  • | 11.01.2024| -Клаустон Т.С. Гигиен... -| |jtyr
  • | 10.01.2024| -Мудрость Таро Элизаб... -| |jtyr
  • | 10.01.2024| -Раджа-йога. Царский ... -| |jtyr