Тайна йоги Шри Ауробиндо. Реконструкция безмолвного знания - Страница 3 - Форум
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 3 из 5
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • »
Модератор форума: Lillitt, Serebro, Jonymne  
Форум » Саморазвитие » ЙОГА » Тайна йоги Шри Ауробиндо. Реконструкция безмолвного знания
Тайна йоги Шри Ауробиндо. Реконструкция безмолвного знания
24.03.2013,Сообщение # 31   
Lillitt

Капелька Радуги.
Группа: Старший Модератор
Сообщений: 31509
Статус: Offline
[ (RU) ]
 




Растительное начало

Если физический аспект витального сознания, или низший витал (II.1), – это животная часть человека [26: 1294], то витальный аспект физического сознания – это растительное начало в нас. В растениях, полагает Шри Ауробиндо, представлен главным образом именно этот аспект [26: 17, 292, 294].

Иррациональность сознания нервной системы (nervous consciousness) человек получил в наследство от растений и примитивных животных [25: 310; 33: 173].

Это витальное сознание, действующее в клетках тела. Именно его непроизвольные (automatic) реакции побуждают нас совершать целенаправленные действия и подчиняться симпатиям и антипатиям, о причинах которых не ведает наш разум. Поиски света и борьба растения за свое существование, его удовольствие и боль, его сон и пробужденность и вся та странная жизнь, наличие которой, по словам Шри Ауробиндо, индийские ученые выявили строго научными методами, – все это движения сознания, но не ментального [33: 87].



Всякая Душа потенциально Божественна.
Цель Жизни состоит в проявлении в себе этой Божественности подчинением внутренней и внешней Природы.
Достигайте этого трудом, молитвою, психическим упражнением или философией, – одним из этих способов, несколькими из них или всеми, – и будете Свободны.
В этом вся сущность Религии; учения, догматы, обряды, книги, храмы, уставы – все это лишь второстепенные детали.
Свами Вивекананда
 
24.03.2013,Сообщение # 32   
Lillitt

Капелька Радуги.
Группа: Старший Модератор
Сообщений: 31509
Статус: Offline
[ (RU) ]
 




Необходимость достаточного сна и питания

Чрезмерное напряжение сил, слишком продолжительный труд или непрерывная работа истощают нервную систему, витальный аспект физического сознания. Поэтому цель сна, считает Шри Ауробиндо, – это отдых тела и обновление сил данного аспекта [26: 704, 1480].

Тело и нервная система являются основой садханы. Недостаток сна ослабляет тело и оболочку тонкой нервной системы. А нарушение равновесия в тонкой нервной системе может привести к неврастении и различного рода маниям [26: 1477, 1760, 1767].

Не спать достаточно – большая ошибка. Нормальная продолжительность сна должна составлять семь-восемь часов, за исключением позднего возраста, когда он может сократиться. Если человек обладает очень сильной нервной системой, он может сократить время сна до шести, иногда даже до пяти часов, но такое бывает редко и к этому не нужно стремиться без необходимости [26: 1477].

Никакая йога невозможна без достаточной пищи и сна. Пост или воздержание ото сна делают нервы болезненными и возбужденными, ослабляют мозг и приводят к галлюцинациям или игре воображения. Есть и спать по потребности – лучшее, что можно сделать [26: 1470].

Сокращение питания может способствовать очищению витального аспекта физического сознания [26: 1537]. Однако

"продолжительное голодание может привести к возбуждению тонкой нервной системы (nervous being), которое нередко порождает яркую игру воображения и галлюцинации, принимаемые за подлинный опыт; часто такой пост предлагается витальными сущностями, поскольку он приводит сознание в состояние неуравновешенности, которое благоприятствует исполнению их замыслов. Поэтому здесь (в ашраме. – А. В.) голодание не поощряется. Следует придерживаться правила, установленного Гитой, которое гласит, что "йога – ни для тех, кто ест слишком много, ни для тех, кто не ест вообще"; иными словами – необходимо умеренное потребление пищи для поддержания физического здоровья и силы" [26: 77].

Нужно научиться соблюдать определенное равновесие и гармонию между различными аспектами сознания. Пища необходима лишь для того, чтобы обеспечивать потребности тела. Если тело получает меньше, чем ему нужно, оно порождает голод. Если же оно получает сверх своих потребностей, то процесс еды превращается в потакание низшему виталу [26: 1467].



Всякая Душа потенциально Божественна.
Цель Жизни состоит в проявлении в себе этой Божественности подчинением внутренней и внешней Природы.
Достигайте этого трудом, молитвою, психическим упражнением или философией, – одним из этих способов, несколькими из них или всеми, – и будете Свободны.
В этом вся сущность Религии; учения, догматы, обряды, книги, храмы, уставы – все это лишь второстепенные детали.
Свами Вивекананда
 
24.03.2013,Сообщение # 33   
Lillitt

Капелька Радуги.
Группа: Старший Модератор
Сообщений: 31509
Статус: Offline
[ (RU) ]
 




Комментарий

Приблизительно 6 января 1927 Шри Ауробиндо пишет в своем дневнике, что чувство голода возникает из витала в теле (the vital in the body). Именно этот телесный витал (bodily vital) уже мог воздерживаться от принятия пищи, но наиболее материальные части (the most material parts) не были к этому готовы [48: 130].

Очевидно, что речь здесь идет о витальном аспекте физического сознания. Представление о нем формировалось еще в ранний период йоги. Тогда его активность описывалась как действие Праны, или жизненной энергии, которая наделяет силой нервную систему [36: 83].

Прана соединяет ум и тело. Подобно лошади, она запряжена в колесницу тела и повинуется вознице-разуму, реализуя его намерения [35: 158]. Жизненная энергия течет по нади, или каналам тонкой нервной системы йогина (the nadis or nerve-channels of his system). Первая цель Пранаямы – очищение [тонкой] нервной системы [38: 534, 535]. После такого очищения упражнения Пранаямы активизируют пранакошу (витальную оболочку) [38: 34], в результате чего йогин обретает различные сверхъестественные способности.



Всякая Душа потенциально Божественна.
Цель Жизни состоит в проявлении в себе этой Божественности подчинением внутренней и внешней Природы.
Достигайте этого трудом, молитвою, психическим упражнением или философией, – одним из этих способов, несколькими из них или всеми, – и будете Свободны.
В этом вся сущность Религии; учения, догматы, обряды, книги, храмы, уставы – все это лишь второстепенные детали.
Свами Вивекананда
 
24.03.2013,Сообщение # 34   
Lillitt

Капелька Радуги.
Группа: Старший Модератор
Сообщений: 31509
Статус: Offline
[ (RU) ]
 




Ментальный аспект физического сознания (mental physical)

I.3. Ментальный аспект физического сознания ограничен физическим взглядом на мир и физическим опытом: он облекает в ментальную форму (mentalises)38 переживания, полученные в результате контакта со внешним миром, но не идет дальше этого [26: 326]. По сути, этот аспект отвечает за осознанное восприятие и ориентацию на физическом плане. Его интересует лишь то, что происходит вокруг, а не то, почему это происходит.

В тех же выражениях Шри Ауробиндо описывает и физический разум. Эта часть ментального сознания имеет дело исключительно с физическими явлениями; она не видит ничего, кроме объектов и событий внешнего мира, а ее выводы основываются лишь на данных чувственного восприятия. Физический разум также имеет обыкновение наблюдать за всем, что происходит вокруг, независимо от того, есть в том польза или нет [26: 327, 328].

Автоматически мыслящий разум


Низшей формой (или подпланом) ментального аспекта физического сознания является автоматически мыслящий разум (mechanical mind), который, будучи предоставлен самому себе, "лишь повторяет привычные идеи и записывает (record) естественные реакции физического сознания на воздействия внешнего мира" [26: 327].

Он именно "повторяет идеи и фиксирует реакции", а не "облекает в ментальную форму" данные чувственного восприятия, как это делает высший уровень ментального аспекта физического сознания. Автоматический разум ничего не создает сам – он лишь

"повторяет привычные мысли и движения или, самое большее, добавляет к ним свои рефлекторные реакции на события внешней жизни (без какого-либо понимания того, что вокруг происходит)" [26: 328].

Это своего рода машина: какие бы мысли или движения к нему ни приходили, он вовлекает их в свое круговое движение и повторяет до бесконечности, не интересуясь, что они собой представляют. Автоматический разум действует по инерции, поэтому ему трудно остановиться [26: 329, 1221].

С автоматическим разумом связаны навязчивые воспоминания и прошлые желания. Из-за своей привязанности к движениям, сформированным в прошлом, автоматический разум легко забывает и отрицает все новое [26: 340, 1221]. Как будет показано ниже, все новое отрицает и физический аспект ментального сознания (III.1). Однако автоматический разум, в отличие от него, не может быть скептиком, поскольку не способен вырабатывать собственные мысли. Поэтому он просто отрицает и забывает.

Термин "автоматический разум" Шри Ауробиндо использует не только для обозначения низшего уровня ментального аспекта физического сознания, но и для обозначения самого этого аспекта в узком смысле:

"Природа ментального аспекта физического сознания в том и состоит, чтобы бессмысленно повторять то движение, которое оказалось в поле его внимания. Это сознание мы называем автоматическим разумом – он наиболее силен в детстве, когда мыслящий разум еще не вполне развит, а круг интересов слишком узок. В дальнейшем автоматическое мышление становится низовым течением ментальной активности" [26: 329].

Физический разум также всегда полон привычных, постоянно повторяющихся мыслей, он всегда занят внешними событиями и объектами. Сама физическая природа существует благодаря постоянному повторению, поэтому способность к упрямому повторению, считает Шри Ауробиндо, – одна из характерных черт физического разума. В отличие от материального сознания (I.1) он отнюдь не инертен. Если он не повторяет что-либо, то впадает в состояние апатии [26: 351, 1268, 1434].



Всякая Душа потенциально Божественна.
Цель Жизни состоит в проявлении в себе этой Божественности подчинением внутренней и внешней Природы.
Достигайте этого трудом, молитвою, психическим упражнением или философией, – одним из этих способов, несколькими из них или всеми, – и будете Свободны.
В этом вся сущность Религии; учения, догматы, обряды, книги, храмы, уставы – все это лишь второстепенные детали.
Свами Вивекананда
 
24.03.2013,Сообщение # 35   
Lillitt

Капелька Радуги.
Группа: Старший Модератор
Сообщений: 31509
Статус: Offline
[ (RU) ]
 




Комментарий

Можно ли рассматривать термины "ментальный аспект физического сознания" и "физический разум" как синонимы? – Можно, но лишь отчасти. Дело в том, что физическим разумом Шри Ауробиндо называет не только описываемую часть поля, но и сектор, образованный пересечением ментального плана и тонкой физической оболочки (III.1).

Один и тот же термин функционирует в разных значениях, что, собственно, признает и сам Шри Ауробиндо:

"Термин "физический разум" несколько двусмысленен, поскольку может означать как объективирующий разум, так и разум в физическом сознании (mental in the physical)" [26: 326].

Отсюда – проводимое им различие между физическим разумом, примыкающим к области подсознания (I.3), и той его частью, которая натренирована для ментальной работы с объектами внешнего мира (III.1, подробнее о ней см. ниже) [26: 1445].

Таким образом, термин "физический разум" действительно используется Шри Ауробиндо для обозначения как объективирующего разума (III.1), так и разума, погруженного в физическое сознание (I.3). В последнем случае этот термин совпадает по смыслу с термином "ментальный аспект физического сознания" – как в широком, так и в узком смысле.39

В дневниках термин "ментальный аспект физического сознания" (mental-physical) впервые встречается 14 мая 1918 г. [47: 33]. В записи от 2-5 апреля 1920 г. появляется выражение "ментализованный физический тамас" (the mentalised physical tamas) [48: 24]. И в том, и в другом случае просматриваются контуры будущей системы терминов.



Всякая Душа потенциально Божественна.
Цель Жизни состоит в проявлении в себе этой Божественности подчинением внутренней и внешней Природы.
Достигайте этого трудом, молитвою, психическим упражнением или философией, – одним из этих способов, несколькими из них или всеми, – и будете Свободны.
В этом вся сущность Религии; учения, догматы, обряды, книги, храмы, уставы – все это лишь второстепенные детали.
Свами Вивекананда
 
24.03.2013,Сообщение # 36   
Lillitt

Капелька Радуги.
Группа: Старший Модератор
Сообщений: 31509
Статус: Offline
[ (RU) ]
 





Что касается термина "физический разум", то именно так в период "Арьи" Шри Ауробиндо называл манас. Манас – это разум чувств (sense mind, sense-mind): разум зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания. Он позволяет воплощенному сознанию вступать в контакт с окружающим миром через тот или иной канал восприятия. В качестве шестого чувства манас способен работать в двух режимах – внешнем и внутреннем. В первом случае он стремится воспринимать лишь мир объектов и ограничивается тем, что привлекает внимание субъекта ко внешним воздействиям, полученным через нервную систему и органы чувств. Во втором – ориентируется на субъективную реальность и непосредственно воспринимает внутренние процессы через своего рода отождествление с ними (by a sort of identity with them) [33: 62; 38: 650, 651]. Поэтому мы можем смотреть и не видеть, слушать и не слышать – наше внимание привлекло что-то во внешнем мире или оно полностью переключилось на внутренний мир, где мы осознаем мысли, эмоции и желания, отождествляясь с ними.

В поздний период йоги Шри Ауробиндо полагает, что хотя большая часть действий физического разума соответствует действиям манаса, последний включает в себя также многое из того, что можно соотнести с витальным разумом (II.3) и тонкой нервной системой (I.2) [26: 331]. Тем не менее, он продолжает использовать термины "разум чувств" и "физический разум" как синонимы [33: 648, 717].

Возникает вопрос: какой именно физический разум имеет в виду Шри Ауробиндо? По-видимому, ментальный аспект физического сознания, поскольку функции Манаса и данного аспекта практически совпадают. Основная функция Манаса – воспринимать объекты и ментально на них реагировать (react mentally) [26: 331], а ментального аспекта физического сознания – записывать и облекать в ментальную форму (mentalises) естественные реакции физического сознания на воздействия внешнего мира [26: 326-327].

Что же Шри Ауробиндо имеет в виду? Возможно, следующее. Воспринимающий разум чувств, по его словам, служит ментальной основой аффектов нервной системы (nervous mental basis of the affections); он откликается на воздействие объектов внешнего мира, порождая реакции ментального удовольствия или раздражения, которые образуют основу полярных эмоций симпатии и антипатии. Все эмоции сердца сопровождаются аккомпанементом разума нервной системы. Так, страх или гнев, с точки зрения Шри Ауробиндо, нередко являются реакцией нервной системы, переведенной на язык эмоций [38: 649, 661].



Всякая Душа потенциально Божественна.
Цель Жизни состоит в проявлении в себе этой Божественности подчинением внутренней и внешней Природы.
Достигайте этого трудом, молитвою, психическим упражнением или философией, – одним из этих способов, несколькими из них или всеми, – и будете Свободны.
В этом вся сущность Религии; учения, догматы, обряды, книги, храмы, уставы – все это лишь второстепенные детали.
Свами Вивекананда
 
24.03.2013,Сообщение # 37   
Lillitt

Капелька Радуги.
Группа: Старший Модератор
Сообщений: 31509
Статус: Offline
[ (RU) ]
 




ВИТАЛЬНЫЙ ПЛАН

Переходим к описанию второго плана – витального. При его пересечении оболочками поля образуются:

  • физический аспект витального сознания (II.1, physical vital),
  • чистый витал (II.2, vital proper) и
  • ментальный аспект витального сознания (II.3, mental vital).

    Физический аспект витального сознания (physical vital)


    Физический аспект витального сознания полон желаний и стремится к удовольствиям (или к счастью, как он его понимает) на физическом плане. Поиск наслаждений, подчеркивает Шри Ауробиндо, это свойство не всего витального сознания, а именно физического аспекта витального сознания – животной части человека [26: 1294, 1295].

    В своей деятельности он тесно связан с витальным аспектом физического сознания (I.2), тонкой нервной системой, которую Шри Ауробиндо называет нервным существом – т.е. существом, сотканным из нервов [26: 344, 348].40

    Соотношение терминов

    Сопоставив два следующих фрагмента, можно сделать вывод о том, что синонимом физического аспекта витального сознания является низший витал (lower vital).

    "В отличие от высшего витала низший имеет дело лишь с мелочным корыстолюбием (small greeds), мимолетными желаниями (small desires), кратковременными переживаниями (small passions) и т.д., которые наполняют повседневную жизнь обычного человека – тогда как витальный аспект физического сознания (vital-physical proper) это тонкая нервная система, реагирующая витальным образом на контакты объектов внешнего мира с физическим сознанием" [26: 327].

    "Физический аспект витального сознания – это существо, имеющее дело с обычными повседневными желаниями (small desires), мелочным корыстолюбием (greeds) и т.д., тогда как витальный аспект физического сознания – это тонкая нервная система; оба они тесно связаны" [26: 344]. 41

    Из работ Шри Ауробиндо нам известны только два случая противопоставления витального аспекта физического сознания другим частям человеческой природы. В одном случае это физический аспект витального сознания, а в другом – низший витал, причем характеристики последних практически совпадают. Неслучайно в одном из писем Шри Ауробиндо прямо указывает, что физический аспект витального сознания и есть низший витал [26: 1341].



  • Всякая Душа потенциально Божественна.
    Цель Жизни состоит в проявлении в себе этой Божественности подчинением внутренней и внешней Природы.
    Достигайте этого трудом, молитвою, психическим упражнением или философией, – одним из этих способов, несколькими из них или всеми, – и будете Свободны.
    В этом вся сущность Религии; учения, догматы, обряды, книги, храмы, уставы – все это лишь второстепенные детали.
    Свами Вивекананда
     
    24.03.2013,Сообщение # 38   
    Lillitt

    Капелька Радуги.
    Группа: Старший Модератор
    Сообщений: 31509
    Статус: Offline
    [ (RU) ]
     




    Низший витал и прагматично мыслящий разум

    Низший витал является той частью сознания, которая никогда не прислушивается к голосу прагматично мыслящего разума (III.2). Ее действия вызваны не разумными причинами, а привычкой, поэтому она будет повиноваться привычному импульсу, даже если это раз за разом будет приводить к болезненным состояниям [26: 1217, 1327, 1328]. Этот феномен отметил еще Арджуна, обратившись к Шри Кришне с вопросом: "Почему человек делает зло, хотя не желает этого, словно его кто-то принуждает?" и поучительно описал Гораций: video meliora proboque, Deteriora sequor ("Я вижу лучшее и признаю его, однако следую худшему") [26: 304].

    Низший витал и ментальный аспект физического сознания


    Как и ментальный аспект физического сознания (I.3), низший витал сосредоточен на самых незначительных, преходящих событиях повседневной жизни. Однако его интересуют не столько они сами, сколько тот эмоциональный фон, который их сопровождает. Так, например, его волнуют перипетии отношений между людьми [8: 80; 26: 1610].

    Для низшего витала вообще характерна ориентация на внешнее, так как в нем есть часть, которая всегда стремится к внешним переменам и которой всегда требуется что-то новое [26: 715].

    Низший витал и тонкая нервная система


    Низший витал постепенно переходит в витальный аспект физического сознания, где он поддерживает все физические ощущения, в том числе чувство голода, страсти и наслаждения. Потребности тела – подлинные физические голод и жажда (а не желание перекусить или промочить горло) – относятся не к низшему виталу, а к витальному аспекту физического сознания [26: 339, 1408].42

    Низший витал именно "поддерживает" то или иное ощущение (т.е. подключается, присоединяется к нему). Так, именно этот аспект наделяет сексуальный импульс безудержной силой. Он же отвечает за желание нравиться лицам противоположного пола и быть в хорошей физической форме [26: 1520, 1536].

    Взаимодействие низшего витала и тонкой нервной системы лежит в основе механизма возникновения гнева – аффекта, способного передаваться на физический уровень и вызывать учащенное сердцебиение или покраснение лица [26: 343, 344, 1412].43

    Совместная деятельность этих же аспектов порождает особый вид удовольствия и привычку сплетничать, злословить, выискивать недостатки у других [26: 827, 1408, 1412].



    Всякая Душа потенциально Божественна.
    Цель Жизни состоит в проявлении в себе этой Божественности подчинением внутренней и внешней Природы.
    Достигайте этого трудом, молитвою, психическим упражнением или философией, – одним из этих способов, несколькими из них или всеми, – и будете Свободны.
    В этом вся сущность Религии; учения, догматы, обряды, книги, храмы, уставы – все это лишь второстепенные детали.
    Свами Вивекананда
     
    24.03.2013,Сообщение # 39   
    Lillitt

    Капелька Радуги.
    Группа: Старший Модератор
    Сообщений: 31509
    Статус: Offline
    [ (RU) ]
     




    Движения низшего витала

    Обычные повседневные желания (такие как желание поесть или попить на ходу), сексуальное желание, порочные мысли, мелочное корыстолюбие, алчность, жадность, реакции "нравится – не нравится", безволие, ничем не объяснимая печаль, уныние, смутные опасения, мелочные амбиции, самодовольство, высокомерие, зависть и ревность, любовь к похвалам и гнев в ответ на обвинения и упреки, лицемерие, неискренность и лживость – все эти движения относятся к области низшего витала.

    Именно физический аспект витального сознания раздражается по пустякам и легко выходит из равновесия. Для него вообще характерна быстрая смена настроения: он быстро приходит к состоянию веселости и столь же быстро впадает в депрессию [8: 80; 26: 334, 339, 356, 366, 1069, 1308, 1324, 1351, 1446].

    Однако термин "низший витал", подчеркивает Шри Ауробиндо, не следует понимать в уничижительном смысле – он фиксирует лишь положение этого аспекта сознания в иерархии планов. Несмотря на то, что эта часть природы, как правило, бывает очень темной и наполнена всевозможными витальными искажениями, существует и другая ее сторона, которая является незаменимым посредником между внутренним существом и внешней жизнью [26: 339]. Но и в обычной внешней жизни физическая часть витального существа необходима для реализации витальных импульсов на физическом плане. Если она не готова, энергия витала и его побуждение к действию не смогут проявиться [8: 80].

    Материальный аспект витального сознания


    Наиболее грубой частью физического аспекта витального сознания является соответствующий материальный аспект. Шри Ауробиндо упоминает о нем в одном из своих писем: "Когда я говорю о материальном аспекте витального сознания (material vital), я имею в виду витал, который настолько вовлечен в материю, что оказывается связанным ее движениями и грубой физической природой. Его работа состоит в том, чтобы поддерживать тело, поставлять ему энергию, сохранять в нем способность к жизни, росту, движению и т.д., а также чувствительность ко внешним воздействиям" [26: 345].

    В приведенном фрагменте прослеживается тесная связь данного аспекта с тонкой нервной системой как растительным началом человека.

    Внешний облик и низший витал


    Унаследованные черты (характерные для народа, касты, семьи) запечатлеваются в физическом аспекте витального сознания (physical vital) и в собственно физическом сознании (I.1, physical material). Благодаря образованию и воспитанию они только усиливаются [26: 476].



    Всякая Душа потенциально Божественна.
    Цель Жизни состоит в проявлении в себе этой Божественности подчинением внутренней и внешней Природы.
    Достигайте этого трудом, молитвою, психическим упражнением или философией, – одним из этих способов, несколькими из них или всеми, – и будете Свободны.
    В этом вся сущность Религии; учения, догматы, обряды, книги, храмы, уставы – все это лишь второстепенные детали.
    Свами Вивекананда
     
    24.03.2013,Сообщение # 40   
    Lillitt

    Капелька Радуги.
    Группа: Старший Модератор
    Сообщений: 31509
    Статус: Offline
    [ (RU) ]
     




    Комментарий

    Впервые термин "физический аспект витального сознания" (physical-vital) встречается в дневниках Шри Ауробиндо 14 мая 1918 года [47: 31].



    Всякая Душа потенциально Божественна.
    Цель Жизни состоит в проявлении в себе этой Божественности подчинением внутренней и внешней Природы.
    Достигайте этого трудом, молитвою, психическим упражнением или философией, – одним из этих способов, несколькими из них или всеми, – и будете Свободны.
    В этом вся сущность Религии; учения, догматы, обряды, книги, храмы, уставы – все это лишь второстепенные детали.
    Свами Вивекананда
     
    24.03.2013,Сообщение # 41   
    Lillitt

    Капелька Радуги.
    Группа: Старший Модератор
    Сообщений: 31509
    Статус: Offline
    [ (RU) ]
     




    Чистое витальное сознание (vital proper)

    Относительно этой части сознания Шри Ауробиндо пишет следующее:

    "... существует сила Желания в чистом виде, которая является главной опорой витала в человеке и способна буквально смести на своем пути рассудок, – как говорит Гита, "словно лодку во время шторма"" [26: 323].

    Витал – это

    "сознание, исполненное желаний, импульсов и порывов, эмоций и чувств, поисков полноты жизни, обладания и наслаждения; таковы его функции и такова его природа; это та часть в нас, которая жаждет жизни и ее ощущений ради них самих и не хочет расставаться с ними, даже если они приносят больше страдания, чем блаженства; она способна наслаждаться даже болью и слезами, ибо те являются частью жизненной драмы" [26: 323].

    Чистый витал – это жизненная сила, которая управляет движением тех порывов, страстей и желаний, которые уже в минимальной степени обусловлены физическим сознанием. Так, именно она порождает стремление к власти [8: 79; 26: 345].

    Движения центрального витала

    Центральный витал является сосредоточием таких сильных витальных реакций и стремлений, как амбиции, чувство собственного достоинства, гордость, отвага, страх, любовь к славе [26: 334, 343].

    Именно центральный, или средний, витал имеет в виду Шри Ауробиндо, когда говорит о сильном витале:

    "Сильный витал – это витал, полный жизненных сил, честолюбивый и смелый, энергичный и предприимчивый, действующий с размахом, проявляется ли это в щедрости и великодушии или в стремлении обладать, быть лидером и добиваться власти; это витал, верный своим решениям и способный достигать поставленной цели на материальном плане (ему доступно также множество других способов выражения витальной силы). Нередко такому виталу бывает трудно встать на путь самоотречения именно из-за ощущения своей силы – но если ему удается это сделать, он становится прекрасным инструментом в Божественной Работе" [26: 343].

    Средний витал и низший витал

    Чем же движения центрального витала отличаются от движений физического аспекта витального сознания (низшего витала)?

    Если физический аспект витального сознания (II.1) стремится к счастью, то более высокий витал готов пожертвовать им ради удовлетворения своих страстей, ради стремления к власти, ради амбиций, славы и тому подобных мотивов. Человек может прекрасно сознавать, что удовлетворение его страстей и стремлений принесет ему, скорее, страдания, пытки и даже смерть или что он никогда не достигнет славы в этой жизни, и все же он следует своему импульсу и трудится ради посмертной славы. Чистый витал не связан поисками счастья. Причина его действий – стремление к победе [26: 1295].



    Всякая Душа потенциально Божественна.
    Цель Жизни состоит в проявлении в себе этой Божественности подчинением внутренней и внешней Природы.
    Достигайте этого трудом, молитвою, психическим упражнением или философией, – одним из этих способов, несколькими из них или всеми, – и будете Свободны.
    В этом вся сущность Религии; учения, догматы, обряды, книги, храмы, уставы – все это лишь второстепенные детали.
    Свами Вивекананда


    Сообщение отредактировал Lillitt - Воскресенье, 24.03.2013, 19:05
     
    24.03.2013,Сообщение # 42   
    Lillitt

    Капелька Радуги.
    Группа: Старший Модератор
    Сообщений: 31509
    Статус: Offline
    [ (RU) ]
     




    Ментальный аспект витального сознания (mental vital)

    "Ментальный аспект витального сознания" и "витальный разум" – синонимы. Оба термина Шри Ауробиндо использует в широком и в узком смысле. В широком смысле они означают сектор поля, образованный пересечением ментальной оболочки и витального плана сознания, а в узком – подпланы, которые Шри Ауробиндо выделяет в этом секторе. Оба подплана тесно взаимосвязаны. Один из них проецируется на уровень сердца [26: 334], а другой занимает область между сердцем и основанием горла [26: 334, 342, 1019].44 Начнем с последнего, более высокого, уровня.

    Высший витальный разум


    Ментальный аспект витального сознания придает ментальное выражение эмоциям, желаниям, страстям, ощущениям и другим движениям витального существа [26: 334]. То же самое, но в более развернутом виде, Шри Ауробиндо пишет относительно витального разума:

    "Витальный разум – это своего рода посредник между витальными эмоциями, желаниями, импульсами и т.п. и ментальным планом. Он выражает желания, чувства, эмоции, страсти, амбиции, тенденции витала обладать и действовать и облекает их в форму мысли" [26: 326].

    Будучи инструментом желания, этот разум жизни (life-mind) не довольствуется тем, что есть, – он оперирует возможностями, как делец на бирже (it is a dealer in possibilities); он жаждет новизны и всегда готов расширить сферу своего опыта ради удовлетворения своих желаний, ради наслаждения, ради экспансии своего влияния и получения еще большей выгоды. Он наслаждается, обладая тем, что ему подконтрольно (possesses actualities), но не останавливается на этом – он буквально охотится за еще нереализованными возможностями, стремится воплотить их в жизнь, чтобы также обладать и наслаждаться ими. Витальный разум всегда разжигает страсти и желание, порождает состояние неудовлетворенности, беспокойства, стремление к чему-то большему, нежели то, что жизнь может дать ему: он открывает новые горизонты, обращаясь к нашим нереализованным возможностям, он непрестанно требует чего-то большего, ему нужны новые миры, чтобы покорить их; это постоянное стремление переступать границы обстоятельств и расширять свое жизненное пространство [33: 414].

    Витальный разум не в состоянии мыслить свободно и независимо от игры витальных сил, поэтому свои мысли он формирует в соответствии с их требованиями [26: 323, 336, 341].

    В процессе придания ментальной формы движениям витального сознания этот разум:

    мечтает о несбыточном, представляя себе все то, что могло бы быть сделано,
    планирует будущее, размышляя о том, что и как устроить в соответствии с требованиями жизни – желаниями и эмоциями, волей к действию (will to action), волей к власти (will to power), волей к обладанию (will to possession),
    формирует будущие события на тонком уровне [26: 323, 334-336, 341].



    Всякая Душа потенциально Божественна.
    Цель Жизни состоит в проявлении в себе этой Божественности подчинением внутренней и внешней Природы.
    Достигайте этого трудом, молитвою, психическим упражнением или философией, – одним из этих способов, несколькими из них или всеми, – и будете Свободны.
    В этом вся сущность Религии; учения, догматы, обряды, книги, храмы, уставы – все это лишь второстепенные детали.
    Свами Вивекананда
     
    24.03.2013,Сообщение # 43   
    Lillitt

    Капелька Радуги.
    Группа: Старший Модератор
    Сообщений: 31509
    Статус: Offline
    [ (RU) ]
     




    Сильный витальный разум

    Последняя функция реализуется только в том случае, если человек энергетически одарен и, соответственно, обладает сильным витальным разумом. Тогда этот аспект сознания не только строит планы на будущее (formations for the future), которые воля может попытаться реализовать при благоприятных обстоятельствах, но и сам прилагает силы к тому, чтобы сделать эти обстоятельства, необходимые для решения разнообразных жизненных задач, благоприятными [26: 335].

    В частности, эта функция витального разума проявляется в форме внутреннего диалога45 с другими людьми.

    "Таким образом, – пишет Шри Ауробиндо, – он действует на тонком плане, пытаясь придать дискуссии благоприятный для себя исход, особенно если на физическом плане речь прекратилась или оказалась скованной [внешними обстоятельствами]" [26: 338].

    Как средство формирования желательных событий, витальный разум полезен для человека, однако часто он действует наобум, а его чрезмерная активность, без какой-либо дисциплины и экономии своих сил, не позволяет ему сосредоточиться на том, что действительно необходимо сделать [26: 336].

    Сильный витальный разум достигает своих целей благодаря способности мобилизовать всю энергию витального плана. Однако часто он получает энергию других аспектов витального сознания в результате принуждения и насилия, а не путем приведения в гармонию различных движений витального существа [33: 899].

    Слабый витальный разум


    Если витальному разуму недостает энергии, то процесс формирования событий и обстоятельств превращается в игру воображения. Тогда человек предается грезам наяву, которые выстраиваются в соответствии с особенностями его фантазии (интересами, излюбленными темами и желаниями).

    Не имея реальной возможности повлиять на мир событий, витальный разум продолжает действовать и в качестве компенсации создает воображаемый мир, где все складывается наилучшим образом. В этом проявляется одна из характерных особенностей человеческого витального разума (human vital mind) – желание достичь чего-то великого или стать кем-то великим сразу. У него совсем нет чувства меры, т.е. умения соразмерять желания и возможности, поэтому он вполне может противоречить самому себе и желать противоположные и несовместимые друг с другом вещи одновременно. Он строит воздушные замки, однако это его отнюдь не смущает, поскольку он получает удовольствие от собственных импульсов.

    Если человек потакает неуправляемой деятельности витального разума, его внутренний диалог наполняется бесконечными историями о невероятных приключениях, великих подвигах и свершениях, героем которых он является [26: 89, 323, 326, 335, 337, 338].



    Всякая Душа потенциально Божественна.
    Цель Жизни состоит в проявлении в себе этой Божественности подчинением внутренней и внешней Природы.
    Достигайте этого трудом, молитвою, психическим упражнением или философией, – одним из этих способов, несколькими из них или всеми, – и будете Свободны.
    В этом вся сущность Религии; учения, догматы, обряды, книги, храмы, уставы – все это лишь второстепенные детали.
    Свами Вивекананда
     
    24.03.2013,Сообщение # 44   
    Lillitt

    Капелька Радуги.
    Группа: Старший Модератор
    Сообщений: 31509
    Статус: Offline
    [ (RU) ]
     




    Низший витальный разум

    Низший витальный разум представляет собой еще более глубокий уровень погружения ментала в витальное сознание (a lower stage of the mental in the vital), на котором движения витальной субстанции просто выражают себя, но уже без какого-либо подчинения влиянию интеллекта [26: 326, 336].

    Поэтому Шри Ауробиндо пишет, что витальный разум это разум динамичной (а не рассуждающей) воли46 – разум действия и желания, обуреваемый переживаниями силы и успеха, удовлетворения и обладания, наслаждения и страдания, бескорыстия и расчета, развития и экспансии, победы и поражения, удачи и неудачи [26: 336].

    Низший витальный разум Шри Ауробиндо называет эмоциональным виталом (emotional vital), поскольку тот является средоточием различных чувств – таких как любовь, радость, печаль, ненависть и т.д. Он способен на раскаяние и сожаление, когда понимает, что совершил ошибку. Ему также свойственна сентиментальность [26: 334, 782, 1349].

    Низший уровень ментального аспекта витального сознания также способен влиять на разум. Страсти, импульсы и желания поднимаются из него в буддхи (III), тем самым омрачая или искажая его деятельность [26: 326].



    Всякая Душа потенциально Божественна.
    Цель Жизни состоит в проявлении в себе этой Божественности подчинением внутренней и внешней Природы.
    Достигайте этого трудом, молитвою, психическим упражнением или философией, – одним из этих способов, несколькими из них или всеми, – и будете Свободны.
    В этом вся сущность Религии; учения, догматы, обряды, книги, храмы, уставы – все это лишь второстепенные детали.
    Свами Вивекананда
     
    24.03.2013,Сообщение # 45   
    Lillitt

    Капелька Радуги.
    Группа: Старший Модератор
    Сообщений: 31509
    Статус: Offline
    [ (RU) ]
     




    Комментарий

    Рассматривая в одном из писем вопрос о природе высшего витального сознания, Шри Ауробиндо вспоминает свой опыт работы с различными вариантами классификации терминов:

    "Что касается вопроса об эмоциональном и высшем витале, то на него трудно ответить однозначно. В той классификации, в которой разум понимается в широком смысле, а не только как мыслящий, воспринимающий и волящий интеллект, эмоциональный витал можно рассматривать как часть разума, или ту часть витального плана, которая пересекает ментальную оболочку. В другой классификации это, скорее, наиболее ментализованная часть витальной природы.

    В первом случае термин "высший витал" означает то широкое движение сознательной жизненной силы, которое связано с творением, энергией, властью и победой, с бескорыстием и самоотдачей, сосредоточением энергии из окружающего мира для последующих действий и тратой сил, со внутренним порывом броситься в бескрайний океан жизни и потребностью отвечать великим целям Природы. Во втором – это эмоциональное существо, которое стоит на вершине витальной природы и вместе с ней образует высший витал" [26: 338].

    Очевидно, что упомянутые две классификации соответствуют двум вариантам таблицы бинарных терминов, приведенным в разделе "Топографическая модель". Речь здесь идет об одном и том же секторе поля или аспекте сознания (II.3), но обозначается он по-разному – "vital mental" и "mental vital". Напомним, что в первом варианте таблицы терминов критерием их систематизации служит план, а во втором – оболочка. Отсюда и акцент в интерпретации того, какая составляющая бинарного аспекта – витальная или ментальная – является ведущей.

    Так, в первой классификации Шри Ауробиндо перечисляет все три аспекты ментального плана (воспринимающий, волящий, мыслящий; см. ниже), но подчеркивает, что если рассматривать разум в широком смысле (т.е. не только как план, но и как оболочку), то эмоциональный витал окажется частью разума, а точнее – той частью витального плана, которая пересекает ментальную оболочку (the vital in the mental [sheath]). Во второй классификации эмоциональный, или высший, витал трактуется как часть ментальной оболочки, пересекающей витальный план человеческой природы (the most mentalised part of the vital nature).



    Всякая Душа потенциально Божественна.
    Цель Жизни состоит в проявлении в себе этой Божественности подчинением внутренней и внешней Природы.
    Достигайте этого трудом, молитвою, психическим упражнением или философией, – одним из этих способов, несколькими из них или всеми, – и будете Свободны.
    В этом вся сущность Религии; учения, догматы, обряды, книги, храмы, уставы – все это лишь второстепенные детали.
    Свами Вивекананда
     
    Форум » Саморазвитие » ЙОГА » Тайна йоги Шри Ауробиндо. Реконструкция безмолвного знания
    • Страница 3 из 5
    • «
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • »
    Поиск:

  • | 25.02.2024| -Йог и его единомышле... -| |jtyr
  • | 06.02.2024| -Восемь ключей к счас... -| |jtyr
  • | 30.01.2024| -ВАША ЗОЛОТАЯ ТЕНЬ.Уи... -| |jtyr
  • | 23.01.2024| -САМОГИПНОЗ И ДРУГИЕ ... -| |jtyr
  • | 23.01.2024| -ПОДРУЖИТЕСЬ СО СВОЕЙ... -| |jtyr
  • | 23.01.2024| -Magica Sexualis.Запи... -| |jtyr
  • | 12.01.2024| -Сексуальная энергия ... -| |jtyr
  • | 11.01.2024| -Клаустон Т.С. Гигиен... -| |jtyr
  • | 10.01.2024| -Мудрость Таро Элизаб... -| |jtyr
  • | 10.01.2024| -Раджа-йога. Царский ... -| |jtyr